СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Что такое радуга?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое радуга? Актуальностью данной темы является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга, как и когда она появляется.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Что такое радуга?"»

Подготовила: Феденко Валентина Александровна,

учитель начальных классов

МКОУ Старомеловатская СОШ



МАСТЕР – КЛАСС «Что такое РАДУГА?»

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Меня зовут Феденко Валентина Александровна.  Я учитель начальных классов МКОУ Старомеловатская СОШ.

- Позвольте начать свой мастер - класс со слов Василия Александровича Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира– от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? А всё зависит от уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: люди запоминают только 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и увиденного, 70% сказанного или написанного, 90% сказанного или написанного по поводу их действия. Поэтому на своих уроках и внеклассных мероприятиях я использую исследовательскую и проектную деятельность, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Я надеюсь, что наша совместная деятельность поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.

  1. Сообщение темы, введение в неё.

- Уважаемые коллеги, вашему вниманию я предлагаю загадку.

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

А от этого моста всему миру красота.


- Как вы думаете, о чем я говорила? (О радуге)
Для исследовательской работы я выбрала тему “Все секреты радуги”, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Актуальностью данной темы является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга?  Как и когда она появляется? Кто из ученых занимался изучением этого природного явления?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Ученые считают, что слово «Радуга» образовалось от слов «РАД» и «ДУГА».

В словаре Даля: Радугу называли «Райдуга», т.е. небесная дуга или мост в рай.

В энциклопедическом словаре С.И.Ожегова радугу назвали разноцветную, дугообразную полосу на небесном своде, которая образовалась вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Но как бы её не называли «Райская дуга» или райдуга, люди верили, что она приносит счастье.

- Слово радуга пришло к нам со своими пожеланиями. Давайте для начала, уважаемые коллеги, придумаем пожелания друг другу по первым буквам этого слова.

- Да мы можем пожелать и себе и друг другу быть всегда (какими?)

Р-радостными,

А- активными,

Д-добрыми,

У-умными,

Г-гуманными,

А- аккуратными.

- Радуга, что же такое?


Радуга

Елена Благинина

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

 

Я на радугу-дугу

Полюбуюсь побегу —

Семицветную-цветную

На лугу подстерегу.

 

Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

За оранжевой, за жёлтой

Вижу новую дугу.

 

Эта новая дуга

Зеленее, чем луга.

А за нею голубая,

Точно мамина серьга.

 

Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

А за этой фиолетовой

Возьму да побегу…

 

Солнце село за стога,

Где ты, радуга-дуга?


- Для человека цвета – это эмоции, это способ общения, это возможность лучше понять друг друга. Недаром ведь есть понятие «цветовая коммуникация». Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги! Только тогда цвета радуги способны повлиять на самочувствие и состояние людей.

Красный цвет – цвет силы защищённости.

Оранжевый – активности, энергичности.

Желтый – является источником радости и счастья.

Зеленый – спокойствия.

Голубой –бесстрашия.

Синий – цвет преданности и нежности.

Фиолетовый – упорства, настойчивости.

Природное явление радуги изучали многие знаменитые учёные: Великий философ основатель логики Аристотель, французский философ, физик и физиолог Рене Декарт, английский математик, механик, астроном и физик Ньютон.

Многие поэты посвятили свои стихи этому замечательному явлению природы. Я хотела бы вас познакомить с отрывками некоторых из них, а заодно поиграть с вами в игру «Угадайка».

1. Ленты разноцветные

Над Землёй парят.

Люди изумлённые

В небеса…( глядят)



2. Что ты, Радуга-дуга,
Опустила вниз рога?
- Там внизу - водица...
Я хочу ….(напиться).



3. Солнце вешнее с дождем 
Строят радугу вдвоем - 
Семицветный полукруг 
Из семи широких …(дуг)

4. Нет у солнца и дождя 
Ни единого гвоздя, 
А построили в два счета 
Поднебесные …(ворота)

5. Радуга раскинула 
Ровный полукруг,
Ореолом праздничным 
Распахнулась…(вдруг)

6. Чудо разноцветное, 
Таинство Земли,
Диво безответное 
В солнечной…(пыли)

7. Радуга умытая 
Видится вдали.
Коромысло дивное
На плечах…(Земли)

- С этой работой вы хорошо справились.

-А сейчас я вам предлагаю работу чуть-чуть посложнее. Я часто использую в своей работе такой активный метод обучения, как кластер. Его составление позволяет свободно и открыто думать по предложенной теме.

- Сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам составить кластер. Возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас в конвертах. Там у вас уже записано ключевое слово «радуга», вам осталось записать те ассоциации, которые можно логически связать с ключевым словом.

- Пожалуйста, ваши предположения.

- Все видели радугу, но ни один человек на земле не может дотронуться до неё. А я хочу вам предложить именно сегодня стать этими людьми, которые смогли бы немного пофантазировать и превратить мечту в реальность, не только дотронуться до радуги, но и создать ее самим. Это будет не трудно, зато ребенок полюбит в будущем и физику и химию, нужно только с раннего детства пробовать проводить с ним разные занимательные опыты. Сегодня мы тоже попробуем получить свою радугу. Я надеюсь, что у нас получится интересный, яркий и захватывающий эксперимент.

- Уважаемые участники мастер-класса, давайте разделимся на 3 группы. Каждой группе я приготовила конверт с заданием. Следуйте, пожалуйста, чётко инструкциям.

1 группа: Опыт №1.

Инструкция по проведению опыта.

Вещества и оборудование: сахар, 5 стеклянных стаканов, пищевая краска разных цветов, столовая ложка, шприц.

Проведем эксперимент…

1. Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4.

2. Поставьте их по порядку, и запомните, сколько сахара в каком стакане.

3. Теперь добавьте в первый и второй стаканы по 1,5 ст. ложки воды ,а в третий и четвёртый стаканы по 2 ст. ложки воды. Перемешайте. 

4. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте.

В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью.

5. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

6. Добавляем с помощью столовой ложки окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

2 группа: Опыт №2.

Радуга из конфеток

Вещества и оборудование: цветные конфетки, чистая вода, тарелка

Инструкция по проведению опыта

1. Положить конфетки в тарелку в радужном порядке

2. Залить конфетки чистой водой так, чтобы дно тарелки было покрыто полностью

- Что же получилось?

3 группа: Опыт №3.
Цветные вулканы.

Как сделать вулкан из соды? Вы со мной, наверное, согласитесь, если я скажу, что ребятишки больше любят бурные и красочные реакции. Для таких детишек предлагаю провести красочный эксперимент «Цветные вулканы».

Вещества и оборудование: уксус, сода, красители, поднос, баночки от детского питания или другие небольшие емкости.

Инструкция по проведению опыта

1. Расставляем баночки на подносе. (Это вынужденная мера предосторожности, чтобы не залить все вокруг лавой от наших вулканов.)

2. Заполняем емкости уксусом наполовину.

3. Добавляем красители.

4. Насыпаем по чайной ложке соды в каждую баночку. Наши фонтаны извергаются!

(Дождавшись, когда извержение вулканов закончится, можно все вылить в поднос и наслаждаться смешиванием всех цветов.)

Техника безопасности: Вспомнить, как нужно обращаться с кислотами. Нельзя проливать кислоту на себя, так как уксусная кислота едкое вещество.

- Сегодня вы сделали первые шаги к знакомству с удивительной наукой химией и физикой.

Если вам понравились яркие эмоции, восторги, то тогда будьте уверены, проводя такие опыты вас согреют улыбки ваших детей. Вроде и простые фокусы, но приносят столько радости детям.

Рефлексия

- С давних времён люди наблюдая, за таким явлением, как радуга загадывали желания и повязывали ленточки на дереве желаний. «Дерево желаний» - это древний образ, часто встречающийся в литературе и фольклоре многих народов. Повязывая ленту, лоскутки, ниточки, человек желал здоровья и счастья, прежде всего, своим родственникам, близким, а уж потом просил что-то для себя. Деревьями желаний чаще всего становились берёза и дуб.

- Я тоже сегодня принесла дуб. У каждого человека, будь он малыш или человек преклонного возраста, есть свои желания. Я приготовила для каждого из вас цветные радужные ленточки. Возьмите, пожалуйста, эти ленточки. Прежде чем повязать ленточку скажите, вам было интересно? Затем молча, загадайте своё желание и завяжите на этом дереве. Пусть все ваши желания сбудутся.

- На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

И от учителя зависит,

Какими дети быть должны.



Спасибо за внимание!