Мастер-класс
Тема занятия: Композиция из бисера «Сакура» (декоративное дерево) подготовила педагог дополнительного образования ГЦТТ – Ширяева Надежда Сергеевна
Цель: Знакомство с историей бисера, освоение технологии изготовления цветочных композиций из бисера, формирование художественной культуры
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с историей бисера, с инструментами и материалами, необходимыми для изготовления браслета из бисера;
Сформировать знания о технике изготовления браслета из бисера;
Разнообразить вид трудовой деятельности учащегося по созданию личностно значимого изделия из бисера;
Развивающие:
Развить познавательный интерес к украшениям из бисера через исторический экскурс в мир бисероплетения.
Развивать творческое, образное мышление учащихся, внимание, фантазию, чувство прекрасного.
Развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся при оформлении работы.
Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса, чувства меры.
Воспитать настойчивость, находчивость, усидчивость.
Приобщить к самодеятельному творчеству посредством освоенной техники бисероплетения.
Воспитывать интерес к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества.
Вызвать интерес к работе с бисером, как составной части художественной культуры.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: урок-практикум
Ожидаемый результат: знать историю возникновения бисероплетения, уметь применить свои знания при работе с бисером.
Наглядные пособия: зарисовки схем
Материалы и инструменты:
- бисер мелкий (зеленый,фиолетовый,розовый ,малиновый)
- проволока средней толщины ( 0,45 мм) — для веточек;
- толстая проволока (не менее 2 мм в диаметре) для для сборки веток;
- кусачки, плоскогубцы, клей «Мастер», лак «Нитра» НЦ, декоративные камни, ножницы, лента на тканевой основе;

Конструкция состоит из 6 пучков,в каждом пучке 7 веточек.
План занятия:
Организационный момент.
Изложение нового материала.
Мастер-класс.
Итог занятия.
Уборка рабочих мест.
Ход занятия:
1.Организационный момент
а)Выявляю отсутствующих на уроке.
б)Проверяю готовность к уроку.
в)Знакомлю с темой урока.
Объявление цели урока: Знакомство с историей бисера, освоение технологии изготовления декоративного дерева «Сакура».
2. Изучение нового материала
В начале, мы узнаем, историю появления бисера, его названия, историю и пути его распространения по миру.
Изготовление украшений из бисера — очень древнее искусство. Оно зародилось еще до принятия христианства в IV в. до н. э. Первое упоминание о бисере было зафиксировано в древнеегипетских памятниках. Именно здесь, в Древнем Египте, были сделаны первые попытки изготовления изделий из непрозрачного стекла. В то время бисер имел вид крупных матовых бусин, похожих на жемчужины. Они так и назывались — фальшивый жемчуг по-арабски бусра или бусер
Когда римляне завоевали Египет, они не только переняли у египтян секреты получения стекла, но и освоили новое для них искусство бисероплетения. Апогей производства и использования бисера приходится на X век когда творили знаменитые византийские мастера. Техника и особенности создания стеклянных бусинок всячески скрывались. Тем, кто осмеливался передать секрет производства бисера, грозила смерть. Венеция - центр бисерного производства. В течение многих лет единственными производителями качественного бисера оставались венецианцы.
Попытки мастеров в других европейских странах наладить у себя производство бисера заканчивались неудачей. Такое положение продолжалось до XVIII в., когда мастерам из Тюрингии (Германия) удалось постигнуть секреты венецианских коллег. Затем удача улыбнулась мастерам из Богемии, (Чехия) которым удалось не только получить бисер, сравнимый по качеству с венецианским, но даже привнести ряд новшеств. Благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских ребят за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла.
Народности Приамурья в качестве бус первоначально использовали обработанные рыбьи позвонки. Экспонат Амурского краеведческого музея.
С середины XIX нанайские женщины начали носить металлические украшения: серьги. Серьга состояла из серебряного кольца, на отогнутый конец которого нанизывалась продолговатая бусина, а затем круглая бусинка.
Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры малочисленных народов севера.
А теперь,немного терминологии…
Бисером называют небольшие стеклянные, металлические или пластмассовые шарики со сквозным отверстием. Форма бисера может быть различной: овальной, круглой, цилиндрической, с гранями.
Рубкой называют бисеринки цилиндрической формы длина и ширина которых равны.
Стеклярусом называют бисеринки цилиндрической формы, длина которых больше ширины
Нитки лучше всего использовать для работы с бисером армированные нити с лавсаном, которые соединяют в себе достоинства натуральных и синтетических нитей.
Очень увлекательное и интересное занятие – изготовление изделий из бисера. Ими можно украсить дом, подарить друзьям или родным. Сувенир из бисера можно сделать из камней, бусинок, бисеринок, монеток и других подобных материалов, которые вам подскажет фантазия. Цветовая гамма может быть разнообразной. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления бисерного дерева могут быть самые разнообразные: параллельное, петельное , игольчатое плетение, низание дугами или французская техника.
Сегодня я предлагаю изготовить дерево, используя петельчатое плетение. Очень часто такая техника используется для изготовления листочков,бисерных деревьев. Это самая распространенная техника плетения.
3. Практическая работа
Объяснение изучаемого материала происходит в процессе выполнения практической работы вместе с учениками.
Изготовление отдельных веточек. Начинаем работу. Делаем веточки.
1. Для начала отрезаем отрезок проволоки примерно 1 метр. Затем набираем бисер, сначала зеленый 2 шт, далее фиолетовый, розовый, малиновый. В процессе плетения вы можете чередовать цвета на свой вкус. Складываем проволоку пополам и закручиваем петельку.

2.Далее,на этом же отрезке рядом делаем такую же петельку.

3. Затем плетем две петельки рядом друг с другом.

4.Скручиваем проволоку, и на другом конце проволоки делаем три одинаковые петельки.

5.Таким образом, плетем все наши веточки.


Сборка дерева «Сакура»
Берем две готовые веточки и скручиваем их между собой. Затем добавляем по одной ветке, и у нас получается такой пучок из веточек.

Далее, берем отрезок толстой проволоки, накручиваем на него ветку и обматываем лентой.

Тоже самое проделываем и с остальными веточками.

Итак, все веточки готовы, переходим к формированию дерева. Для начала мы оформляем подставку для дерева. Наклеиваем декоративные камни. Делаем узор из розовых и зеленых камней. Далее, все стороны нашей подставки красим зеленой гуашью.

Сборку дерева начинаем с верха ствола. Берем пучок из веточек и накручиваем его на верх ствола, обматывая лентой. Затем, следующие ветки добавляем к стволу, и формируем, таким образом, наше дерево.

Завершающий момент изготовления дерева –покраска лаком НЦ.
Декоративное дерево «Сакура» готово!

Вот теперь я уверена, что вы полностью готовы поработать самостоятельно. Постарайтесь наделить работу хорошим настроением и удачи вам в творческом исполнении!
4. Итог урока
-Анализ и оценка успешности достижения цели.
5. Уборка рабочих мест