СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для музыкальных руководителей "Музыкальная лаборатория"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это продолжение темы "Музыкальная лаборатория". Мастер-класс прошёл на УРА!

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для музыкальных руководителей "Музыкальная лаборатория"»

Мастер-класс для педагогов

«Музыкальная лаборатория»

Слайд 15

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы музыкального руководителя Ермачковой Л.В., по проведению экспериментирования, как метода музыкального воспитания и развития дошкольников.

Задачи:

  1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.

  2. Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей.

  3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость:

Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Материал, оборудование:

  • Оборудование для проведения опытов:

  • одноразовые бумажные стаканчики,

  • шило,

  • нитки,

  • канцелярские скрепки,

  • пустые банки,

  • ватман,

  • воздушные шарики,

  • коктейльные трубочки,

  • ножницы,

  • ведёрки из-под майонеза,

  • бумага,

  • банковские резинки,

  • таз с водой,

  • бокалы на ножке,

  • пластиковая бутылка,

  • пищевая плёнка,

  • свеча,

  • спички,

  • цветные бумажные нотки.


Ходмастер-класса:

Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить опыт работы по теме «Детское экспериментирование со звуком в ДОУ».

Слайд 16

Актуальность

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В музыкальном образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников со звуком.

Дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум), приходят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»), распространения звуковых волн и возникновения эха («Где живет эхо?»), а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков («Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?») и причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).







Практическая часть

Педагог: Итак, давайте знакомится: я профессор музыкальныхнаук(надевает шапочку и накидку), и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые? 
Дети-педагоги: Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой. 
Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное. 

Слайд 17

Педагог: Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука?

(Выслушиваются варианты ответов детей-педагогов; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание.Это изучение различных предметов, явлений) 


Педагог: Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. 

Слайд 18

Педагог: Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная.

Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку: 
Их нельзя увидеть 
Не возьмешь их в руки, 
Можно только слышать, 
Кто же это? 
Дети-педагоги: Звуки. Слайд 19

Педагог: Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки и представьте то, что Вы сейчас услышите.

Игра «Замри и слушай!»

Педагог:

А сейчас, уважаемые педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность «Опытов со звуком»

Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых.

Попробуем ответить на некоторые вопросы.

  • Почему всё звучит?

  • Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным?

(Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.)

  • А что можно сказать про топот ног, скрип двери?

(Это шумы, бытовые звуки.)

  • Почему мы слышим эти звуки?

  • Что такое звук?

Педагогам предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у).


Педагог: А как распространяется звук? (ответы) Слайд 20


Опыт с водой и камнем


Педагог: Вот так и звуковые волны распространяются вокруг


Подвести педагогов к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Слайд 21
Муз.рук. предлагает педагогам «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все.


  • Что для этого сделали (сказали громким голосом)

  • Откуда выходили громкие звуки (из горла)


Поднося руку к горлу, произнести слова то шепотом, то громко.

  • Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (в горле что-то дрожит).

  • Что почувствовали, когда говорили шепотом? (дрожания нет).

Педагоги проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.

  • Что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее – звук усилится).

При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить.


  • Можно ли увидеть звук?

Слайд 22

Опыт «Можно ли увидеть звук?»

Нам понадобится:

  • пластиковая бутылка,

  • пищевая пленка,

  • резинка, свеча.

Ход эксперимента:

  • Звук можно не только услышать, но и увидеть.

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Опыт с расчёской Слайд 23


Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, тем громче звук.

Слайд 24

Опыт с бумажными рупорами


Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.

  • Кто из вас может показать, как меняется голос?


Двое педагогов берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.


  • А если вы заблудились в лесу, то, как можно усилить голос? (Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»)

  • И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точноотзовётся в лесу эхо.

Слайд 25

Барабан


Следующая поделка по звуковой теме — это барабан. Когда ударяешь по барабану, он создает вибрацию, которую мы слышим как шум. Создадим настоящий барабан из обычных предметов и проверим все экспериментальным путем!

Для изготовления барабана понадобятся:

  • пластиковые ведёрки из-под майонеза

  • бумага

  • банковские резинки

  • тазик с водой

  • ножницы

  • палочки

Перерисуйте контур ведёрка на бумагу. Затем вырежьте круг с помощью ножниц, добавив по контуру поля шириной 2-3 сантиметра. Намочите бумагу.

Натяните ее на ведёрко закрепите с помощью резинки. Резинка должна сидеть плотно.

Теперь нужно дать время, чтобы мембрана высохла. Протестируйте свой барабан с помощью барабанных палочек.

К изготовлению самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала: шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. инструментов целесообразно привлечь родителей.

«Музыкальная лаборатория» может расположиться в музыкальной зоне группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности.

Слайд 26

Опыт «Поющие бокалы»


Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

Педагоги пробуют извлечь звук.

А теперь, внимание на экран.


Видеоролик «Поющие бокалы»


Рефлексия

В процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Оставьте нотку (символ из картона) возле того стола, где по вашему мнению проходил самый интересный опыт со звуком.

Педагогам предлагается отметить наиболее интересный опыт.

В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.

7