СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов ДОУ «КУБИКИ ИСТОРИЙ», как речевое развитие дошкольников («сторителлинг»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития речи является одной из наиболее острых проблем современного образования. Конечно, я в своей работе применяю самые разные методы и формы для развития связной речи, формирования правильной грамматики, обогащение активного словаря, развития воображения. Для этого теперь в педагогическом арсенале имеется много различных средств - игры, картинки и т. п. но иногда дети сталкиваются с некоторыми трудностями, когда необходимо придумать сказку, или рассказ придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей недостаточно хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов ДОУ «КУБИКИ ИСТОРИЙ», как речевое развитие дошкольников («сторителлинг»)»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад №362 комбинированного вида»

630015, г. Новосибирск, пр-т Дзержинского, д.59а,

8(383)279-18-07, 8(383)279-20-09, факс: 8(383)279-20-41

ds_362_nsk@nios.ru

http://ds362.edusite.ru


VI Открытый городской конкурс профессионального мастерства в области образования

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТАЛАНТЫ»


Мастер-класс для педагогов ДОУ

«КУБИКИ ИСТОРИЙ»,

как речевое развитие дошкольников («сторителлинг»)




  Гридина Елена Анатольевна,

воспитатель I КК


НОВОСИБИРСК


2022

Методическая аннотация к мастер-классу

Актуальность: Проблема развития речи является одной из наиболее острых проблем современного образования. Конечно, я в своей работе применяю самые разные методы и формы для развития связной речи, формирования правильной грамматики, обогащение активного словаря, развития воображения. Для этого теперь в педагогическом арсенале имеется много различных средств - игры, картинки и т. п. но иногда дети сталкиваются с некоторыми трудностями, когда необходимо придумать сказку, или рассказ придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей недостаточно хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).

Данный мастер класс может быть интересен педагогам стремящие раскрывать новый подход к созданию рассказов у детей дошкольного возраста. Педагог, использующий технику «сторителлинг» в своей работе, найдет для себя что – то новое, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В процессе проведения мастер класса будут продемонстрированы виды сторителлинга. Каждый участник мастер класса поучаствует в разных способах активного сторителлинга.

Данная методика может быть использована воспитателями работающими с детьми дошкольного возраста.

Тема: «Кубики историй», как речевое развитие дошкольников («сторителлинг»)

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов – участников в развитии речи дошкольников с применением приемов сторителлинга

Задачи:

– Информировать педагогов о приемах рассказывания, пользе их использования в речевом развитии детей дошкольного возраста;

– Научить воспитателей практическим методам и приемам применения техники «сторителлинга» в работе с дошкольниками по развитию речи;

– Формировать заинтересованность, развивать интерес, непосредственность и стремление употреблять приемы сторителлинга на практике.

Участники: педагоги ДОУ

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное развитие.

Материалы и оборудование: 12 кубиков с картинками.


Содержание мастер-класса:

Добрый день, уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Кубики историй», как речевое развитие дошкольников («сторителлинг»). Эта технология позволяет играть в увлекательной игровой форме, используя интересные для детей дидактические пособия.

«Сторителлинг» является инновационной технологией развития детской речи. В переводе с английского «сторителлинг» означает «рассказывать истории». Придумал эту игру и удачно опробовал на личном опыте, глава крупнейшей международной корпорации - Дэвид Армстронг, человек, который далеко не педагог. В настоящее время сторителлинг из искусства увлекательного рассказа переросло в образовательную технологию, применимую в работе с дошкольниками.

Метод сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми; 

  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; 

  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; 

  • обогатить устную речь дошкольников; 

  • облегчить процесс запоминания сюжета. 

Для чего детям нужны истории, сказки? Прежде всего, они передают практический опыт. В них, в понятном для ребёнка виде, моделируется какая – то ситуация, в той или иной ситуации герой проявляет себя каким-то образом, что приводит к тому или иному последствию. Таким образом, ребёнок научится с помощью соотнесение себя с героем вести себя в определённой ситуации.

В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Существует несколько видов сторителлинга: классический, активный и цифровой.

В классическом сторителлинге реальную ситуацию из жизни рассказывает сам педагог. Дети только слушают и воспринимают информацию.

Цифровой сторителлинг – это метод создания мультимедийного содержания вокруг одного сюжета. В качестве примера цифрового сторителлинга может служить рисованное видео. Основой рисунка является анимационный прием – зритель смотрит на то, как руки условных художников рисуют стилизованные картины. Если дети обладают соответствующими навыками, они смогут самостоятельно рисовать и снять процесс на видео, снимать сцену ролика добавляя закадровый голос рассказчика.

Больше всего меня заинтересовал активный сторителлинг тем, что дает возможность расширять возможности развития связной речи, воображения и коммуникативные качества детей.

Начала свою работу в данном направлении с изучения литературы и изготовления кубиков, однако в отличие от оригинала свою игру решила сделать в зависимости от наших лексических тем («домашние животные», «дикие животные», «фрукты», «овощи», «игрушки» и т.д.). 12 кубиков и 72 картинки погружают в мир фантазии и иллюзии. Каждый рисунок – это увлекательный и необыкновенный поворот сюжета. Так игра стала интересной и эффективной, она может быть использована в любом возрасте, в любом месте. В данной игре так же необходимо соблюдать правила, как и в любой другой игре. Они простые и их легко запомнить детям.

Существует несколько способов игры с «Кубиками историй». Познакомлю вас с некоторыми из них.

Первый способ. Для того чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «сказочников». В этом варианте может участвовать от одного до 12-ти детей. Первый ребенок достает кубик из магического сундука, бросает его и исходя из выпавшего изображения, начинает рассказывать интересную историю.

Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Однажды, много лет назад…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Когда-то давным-давно…

Жили-были…

Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2. Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем?

Кого он встретил или что нашел?

Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Появляется решение поставленной проблемы.

Короткий вывод (итог рассказа).

Этот вариант игры помогает развивать связную речь и воображение детей.

В данном примере задачу можно упростить, поскольку не все дети достаточно развиты в коммуникативном плане.

Следовательно, составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а второй - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый может направить и изменить сюжет линию в нужный момент.

  • Дети могут бросать все 12 кубиков, выбрать одну из них в качестве точки начала и рассказывать историю обхватив все выпавшие элементы.

  • Историю может быть придумана с помощью связывания всех картинок на одном из выбранных кубиков.

Ведущий: предлагаю составить сначала короткий рассказ из 12-ти кубиков.

Второй способ. Методика «сторителлинга» в виде представленной игры «Кубики историй» может применяться в коррекционной и развивающей деятельности с детьми ТНР, чтобы обогатить словарный запас, развивать грамматический строй речи, развивать связную речь с помощью различных лексических тем.

В этом варианте могут принять участие до 3-х детей. Дошкольникам предлагают стать «Учеными» и создать научные рассказы.

Для этого варианта игры используется шесть кубиков. В зависимости от лексической тематики картинки кубиков могут быть изменены на каждую тему, таким образом будут составлены новые истории. К примеру, рассказ по лексической теме «Дикие Животные»

Для того чтобы придумать рассказ используется, мнемосхема составленная на основе Н.Э. Теремковой, которая делится на три части (начало, середина, конец), каждая часть рассказа имеет свой определенный цвет (синий-начало, желтый–середина, зеленый–конец).

Пример. 

Ребёнок бросает один синий кубик и проговаривает животное, которое ему выпало на картинке. Потом выбирает изображение на втором синем кубике, используя мнемосхему(«Как называется дом животного?»). 

Второй «ученый» используя желтые кубики оставляет середину рассказа, а третий «ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.

Ведущий: предлагаю вам попробовать составить рассказ данным способом из 6 кубиков (приглашаются 3 человека).

Есть ещё один вариант игры. 

Детям предлагают превратиться в «Фантазёры», и придумать забавные рассказы о диких животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но сейчас дети кидают кубики, не подбирая подходящие по логике картинки и получается смешная история про животного.

Ведущий: предлагаю педагогам принять участие в составлении смешной истории.

Третий способ. Эта техника может быть использована и для автоматизации звуков. В этом случае используется набор картинок с изображениями, название которых имеет автоматизированный звук, находящийся на начале, середине или конце слова.

Когда ребенок составит рассказ, он закрепит в речи звук, требующий автоматизации и контроля.

Также вы можете выбрать набор карточек для дифференциации звуков. В этом виде игры ребенок развивает еще один компонент речи – фонематический слух.

Вывод: Сторителлинг – отличный способ расширить занятия для поиска подхода и интереса к любому ребенку. Не требует расходов и можно использовать в любой момент. Создание историй помогает обогащать активный словарь и развивать речь, внимание, мышление, воображение, память детей дошкольного возраста. Ведь все ребята рассказывают историю по своему жизненному опыту, дают героям истории эмоции, чувства, мечты, страхи.

 «Кубики историй» — настоящий праздник воображения! Ведь придумывать истории не просто полезно, но и очень интересно.

На этом, наш мастер-класс окончен. Надеюсь, вы подчеркнули для себя что-то новое. До новых встреч!



Список литературы:

1. Аннет Симмонс. Сторителлинг. Как использовать силу историй Издательство; Манн, Иванов и Фербер. Переводчик; Александр Анваер. 2012. – 272 с.

2. Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017 - №4 – с.18-24

3. Кубики историй: https://www.Futi-puti.com.ua

4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух//дошкольное образование. – 2008.- №8.- С.23-35

5. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказать и сочинять истории и сказки. М.: Обруч, 2015.- 192 с

6. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — с. 515-518.

7.://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/master-klass/news13687.html

 









Технологическая карта

Для изготовления игры «Кубики историй» необходимо:

- простые кубики 12 шт.; (деревянные, пластмассовые, картонные)

- ножницы;

- клей (либо двухсторонний скотч);

- сюжетные картинки