г.о. Отрадный, 2023
В нашем детском саду 2 вида наборов конструктора ТИКО: Хрустальный, Архимед. Сейчас я продемонстрирую фрагмент интегрированного занятия на тему: «На рыбалке с котом Матроскиным» с использованием Тико конструктора «Хрустальный» с детьми старшей группы детского сада.
Я приглашаю вас немного поиграть со мной. (Приглашаются 2 -3 участника).
Этап технологии | Деятельность воспитателя и детей |
Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь | Звучит звонок скайпа или ватсапа. Воспитатель: Ой, ребята, извините, у меня видео звонок от моего давнего знакомого Матроскина. Давайте вместе посмотрим. Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас на увлекательную рыбалку. Все необходимое для рыбалки я взял. Отправляю вам схему маршрута. Только будьте осторожны, вам необходимо будет перейти небольшое болото. Следуйте моим инструкциям и очень скоро мы встретимся. Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться на рыбалку? Дети – Да! А, поиграть с Тико конструктором? Дети –Тоже хотим! Так что же нам делать? (Рассуждения детей) Воспитатель: Я придумала. Мы совместим с вами и игру в конструктор и рыбалку. Согласны? Ну тогда пора собираться! Скажите, а где водится рыба? (В водоемах: речке, озере, пруду, море). А как называется рыба, которая водится в море? (Морская) А, которая водится в речке? (Речная). Как называют человека, ловящего рыбу? (Рыбак). Значит мы сегодня будем кем с вами? (Рыбаками) Воспитатель: А, каких морских рыб вы знаете? (камбала, морской окунь, кефаль, скумбрия, рыба еж и т.д.? А речных рыб знаете, назовите? (щука, окунь, сазан, сом …) |
Основная часть | Становитесь все за мной. Воспитатель: Ребята, вот мы подошли с вами к болоту. Чтобы его перейти, необходимо следовать инструкциям Матроскина. Сначала давайте проложим путь, а помогут нам в этом детали конструктора ТИКО. Достаю большие квадраты. Воспитатель: Скажите, как называются эти фигуры? (Квадраты) Да, это большие ТИКО –квадраты. Они будут служить нам кочками, чтобы перейти болото. Сейчас я каждому раздаю по квадрату. Вы кладете туда, куда я скажу и возвращаетесь обратно, наступая на кочку. Следующий проходит по выложенным кочкам предыдущего товарища, кладет квадрат в нужное место и возвращается обратно тоже по кочкам. Итак, мы проложим себе путь, а после все перейдем по кочкам через болото. Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились, все успешно перешли болото. Воспитатель: вот и кот Матроскин. Это не обычный кот, это Тико-кот Матроскин, он собран из деталей конструктора ТИКО, рассмотрите его. Дети рассматривают Матроскина. У него есть удочка и ведерко. |
Схемы, карты, условные обозначения | Воспитатель: Здравствуй, Матроскин. Ну что давай ловить рыбку. А где для нас удочки? Да и рыбы в пруду нет. Кот: Чтобы ловить рыбу из пруда, нужно ее туда запустить. Я же ТИКО – кот, поэтому предлагаю вам сделать рыбок из деталей конструктора ТИКО, которые вы нашли в коробке. Но сначала нам нужно повторить правила техники безопасности. |
Техника безопасности | Дети вместе с воспитателем проговаривают правила техники безопасности при работе с конструктором: работай с деталями только по назначению; «нельзя класть детали конструктора в рот и уши; раскладывай оборудование в указанном порядке; не разговаривай во время работы; выполняй работу внимательно, не отвлекайся на посторонние дела. |
Стимулирование проговаривания мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений) | А вот вам и схемы в ведре моем. Воспитатель достает из ведерка кота схемы конструирования рыбок и предлагает детям сесть за столы или расположиться на ковре. Воспитатель: Давайте присядем и рассмотрим схемы. Дети садятся за столы. Каждому из детей раздаются схема и детали конструктора. Обсуждение выполнения построек. |
Стимулирование инициативы детей, поддержка детских идей | Воспитатель: Посмотрите на свои схемы и определите какие геометрические фигуры вам понадобятся. Назовите фигуры, которые понадобятся вам для изготовления рыбки, и сколько? (1 пятиугольник, 5 треугольников). Сколько всего фигур потребуется? (6) Воспитатель: А сейчас давайте разомнем пальчики и приступим к работе. |
Экспериментальная деятельность/Конструирование + стимулирование общения детей между собой | Воспитатель: Теперь из своих контейнеров достаньте детали, необходимые для постройки. У всех деталей одна сторона гладкая, другая шершавая. Потрогайте и найдите шершавую сторону. Наложите выбранные детали сверху схемы и убедитесь, что вы их выбрали правильно. Будьте внимательны, посмотрите где какой треугольник нужен, т.к. треугольники разные. Кладем детали на схему шершавой стороной вверх. А теперь выбранные фигуры необходимо соединить. Чтобы соединить детали между собой, необходимо расположить их под углом к друг другу. Посмотрите, как я это делаю. Соединение дуга в виде выемки надеть на соединение шарик. Получается замочек. И так поступить со всеми деталями. Объяснение сопровождается показом. Воспитатель: А теперь самостоятельно выполните свои постройки. |
Обсуждение построек. Оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось) | Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотри, Матроскин, каких красивых рыбок мы сделали. Кот: Молодцы. Теперь надо их выпустить в пруд и можно половить рыбок. Возьмите и моих. |
Фотографирование деятельности и объектов | Воспитатель (фотокорреспондент) фотографирует рыбок. |
Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Выпуск №1 /Т.В.Волосовец, Ю.В.Карпова, Е.Н. Дрыгина, И.В.Русских, Т.В.Тимофеева, Е.В.Шестоперова, Т.П.Ермакова, О.Б.Назарова, О.Г.Никитина, А.С.Куликова, Н.В.Головач, Н.А.Воронина, Н.В.Наповалова, Е.А.Фирулина, Л.А.Булыгина, Л.В.Киваева. - Самара, 2018.
Маслова Е.А., Пташкина О.Н. Конспекты занятий по ТИКО – моделированию, 2021г.