СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов : «Кинезиология-здоровьесберегающая технология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения, позволяющие активизировать межполушарные взаимодействия..

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов : «Кинезиология-здоровьесберегающая технология»»



Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №28» Еманжелинского

муниципального района Челябинской области








Выступление на педагогическом совете


Мастер-класс для педагогов

Тема: « Кинезиология-здоровьесберегающая технология»















Подготовила:Фролова Ирина Владимировна,

воспитатель МКДОУ «д/с №28»

Дата проведения:25 ноября2020г.









2020г.

 

Мастер-класс для педагогов

Тема: « Кинезиология-здоровьесберегающая технология»

Цель:

 познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников.

Задачи: 

1.Теоретическая часть - знакомство с кинезиологией, как одним из методов здоровьесберегающей технологии.

2.Практическая часть- знакомство и отработка некоторых кинезиологических упражнений.


Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу познакомить вас с одним из методов здоровьесберегающей технологии - кинезиология.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интересов ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное,
улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. А также способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Итак, что же такое «кинезиология»?

Название «Кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis) что означает «движение» и «логос» (logos) - «наука».

В переводе на русский язык «Кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения, позволяющие активизировать межполушарные взаимодействия.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий.

- левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы обо полушария.

По статистике, около 95% населения планеты эффективно задействуют лишь одно полушарие мозга (правши — левое, левши — правое). И лишь у 5% людей одинаково эффективно работают оба полушария — как правило, именно такие личности обладают уникальными способностями и талантами.

Многие считают, что гениальность — это исключительно врожденная черта, дар природы, удачное сочетание генов. Но это не всегда так: если ребенок в течение хотя бы года выполняет упражнения, которые задействуют оба полушария, то в будущем мозг работает эффективнее.

Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие (это восприятие мира через рецептор, расположенные на теле человека).

Левое полушарие - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями находится мозолистое тело (межполушарные связи). Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря межполушарному взаимодействию осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

В основе кинезиологии лежит теория о трех функциональных блоках мозга. Рассмотрим данные блоки:

Первый блок - это блок энергетический.

Включает затылочную область. Данный блок отвечает за социальную позицию «Я хочу», за эмоции, за мотивацию.

Второй блок - блок приема, переработки и хранения информации. Отвечает за процессы памяти, за мышление, восприятие. Ответственный за позицию «Я могу». Данный блок заканчивает формироваться к 7 годам.

Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Отвечает за состояние «Я должен». Формирование заканчивается к 20 годам. Тренировать можно всю жизнь.

Связующим звеном между блоками является мозолистое тело.

Итак, перед вам три функциональных блока головного мозга.

Еще раз:    первый блок - Я хочу

                   второй блок - Я могу

                   третий блок - Я должен.

Работа всех трех блоков определяет поведение человека. Как правило, работа одного или двух блоков преобладает. И от этого преобладания зависят особенности поведения человека.

Итак, отклонения в поведении определяются недостаточной работой определенного блока.

Таким образом, если не работает первый блок - энергетический – идет снижение уровня психической активности, быстрая истощаемость ребенка, колебания внимания – эти симптомы не позволяют ребенку осуществлять ту или иную деятельность, играть, выполнять задания. Часто одним из симптомов нарушения этого функционального блока у детей является снижение общей активности – они пассивны, не интересуются окружающим, снижен объем двигательной и познавательной активности.

Если не работает второй блок - блок приема, переработки и хранения информации

идет отвлекаемость, нарушения речи, не может правильно высказаться, плохо проговаривает слова.

Если не работает третий блок - блок программирования, регуляции и контроля, то

ребенок «без тормозов», он не предвидит что будет дальше.

Анализируя поведение ребенка, можно предположить о том, работа какого из блоков недостаточна.

При планировании и организации образовательной деятельности, самое главное — активизировать первый блок, то есть настроить, заинтересовать, замотивировать.  Если не подключить первый блок, то два других не будут работать в должной степени. И ребенок не усваивает материал, отказывается заниматься.

Как подключить первый блок? Посредством динамических пауз, экспериментов, создания проблемной ситуации.

Под влиянием кинезиологических упрпажнений в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Мы рассмотрели с вами три функциональных блока мозга. Именно на этой теории разработаны комплексы кинезиологических упражнений .Система быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, его больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Цели кинезиологических упражнений:

Развитие межполушарного взаимодействия;

Синхронизация работы полушарий;

Развитие мелкой моторики;

Развитие познавательных процессов;

Развитие речи.

Задачи:

  • снятие эмоциональной напряженности;

  • создание положительного эмоционального настроя;

  • развитие межполушарного взаимодействия, связей;

  • развитие внимания, памяти;

  • развитие мелкой моторики;

  • формирование произвольности;

  • повышение работоспособности;

  • развитие речи;

  • активизация мышления

Условия:

Занятия проводятся :

  • от 5 до 15 минут.

  • ежедневно, без пропусков.

  • в доброжелательной обстановке.

  • от детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

  • упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

  • упражнения проводятся комплексами;

  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Виды кинезиологичкеских упражнений:
- растяжки

- дыхательные упражнения
- глазадвигательные упражнения
- упражнения для развития мелкой моторики
- упражнения на релаксацию
- телесные движения
- рисование двумя руками одновременно

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Упражнения для развития
мелкой моторики
- способствуют развитию речи.
Телесные движения
развиваются межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для релаксации  - способствуют расслаблению, снятию напряжения.

 Упражнения "Двойные рисунки"-развивают навыки письма, улучшают взаимодействие между правой и левой половинками мозга, стимулируют творческие процессы.

Дети с удовольствием рисуют или работают со схемами двумя одновременно.

Кинезиологические упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.

Сначала даётся комплекс кинезиологичеких упражнений, который ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти. Все упражнения данной системы — перекрестные. Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга -  означает подключить оба полушария мозга, для активизации функциональных блоков.

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя. 

Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность.

Ребенок овладевает умениями, которые ранее были ему недоступны .

2 часть. Практическая часть.

А сейчас переходим непосредственно к практической части

Предлагаю вам выполнить забавное  упражнение

 «Ухо – нос»:
левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Ну, а теперь поработаем с карточками-схемами двумя руками одновременно.

Большинство из нас выполняет рутинные ежедневные физические упражнения «удобной» рукой. А вы попробуйте сами чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной рукой» активизируют новые участки мозга и помогают развивать новые контакты между клетками мозга. Пробуйте, экспериментируйте, это не только полезно, но и весело!

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1.Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека. М: СпортАкадемПресс, 2003.

2.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.

3. Светлова И.  Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М.,      2003.

 4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для         восстановления межполушарного взаимодействия у детей. - М., 2000г.