Мастер-класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в начальной школе»
Цели: повышение уровня знаний педагогов по применению нейропсихологического подхода в преодолении трудностей в обучении детей младшего школьного возраста, передача педагогического опыта и продуктивных способов работы на уроках.
Задачи:
познакомить педагогов со всеми видами трудностей в обучении у школьников в письме, в чтении, в математике и других видах деятельности.
отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе со школьниками.
показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми.
Практическая значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивающей работе, направленной на устранение трудностей в освоении образовательной программы, для дифференциации этих трудностей, а также для своевременного выявления причин трудностей и их профилактики.
Форма проведения мастер-класса: с педагогами без участия детей.
Структура мастер-класса:
Вступительная часть.
Теоретически-демонстрационная часть.
Практическая часть.
- участие в игре «Алфавит»
- выполнение упражнений «Рисование двумя руками», «Прыжки по квадратам», «Запомни фигуры», «Чтение под стук».
4. Подведение итогов мастер-класса.
Ход мастер-класса.
1. Вступительная часть.
-Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»
- Готовясь и организовывая этот мастер-класс, я ставила для себя следующую цель: передача коллегам личного профессионального опыта в использовании нейропсихологического подхода в преодолении трудностей в обучении младших школьников.
А также обозначила задачи: познакомить вас со всеми видами трудностей в обучении письму, чтению, математике и другим видам деятельности, а также показать некоторые нейропсихологические упражнения и игры, которые я применяю на своих уроках. И искренне надеюсь, что вы сможете применить эти знания непосредственно уже на своих уроках.
2.Теоретически-демонстрационная часть.
- В настоящее время число школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. И это факт. И надо с этим что-то делать. Все мы прекрасно знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, как в физиологическом и эмоциональном, так и психическом. И не все психические процессы у одного ребенка будут развиты на должном уровне по сравнению с другим ребенком. Например: один ребенок уже к 4 годам может читать чуть ли не бегло, а другой, учась в школе даже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно знает или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, даже зная наизусть все правила, допускают на письме кучу ошибок.
Все вы сталкивались с такими явлениями. Так почему же именно нейропсихологический подход необходим на всех занятиях, как основных, так и дополнительных? Потому что именно комплекс нейропсихологических игр и упражнений разовьёт нужные психические функции, будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий. В результате такого подхода у детей улучшается внимание и память, развивается мышление и речь, усиливается контроль над своим поведением и, как следствие, повышается успеваемость и сохраняется мотивация к обучению.
- А сейчас давайте пройдем небольшой тест, в результате которого мы с вами выясним с какими проблемами приходится сталкиваться нам , педагогам и родителям, и я еще дам вероятную «расшифровку» той или иной проблемы.
ТЕСТ: жалобы ребенка при обучении (табличка распечатывается и раздается педагогам, на первом этапе они ее должны заполнить своими предполагаемыми ответами).
Жалобы обучающегося | Ваша расшифровка |
«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» | |
«Нечаянно пропустил, не заметил» | |
«Не понял» | |
«Не могу представить» | |
Здесь ответы верные.
Жалобы обучающегося | Ваша расшифровка |
«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» | проблемы с памятью |
«Нечаянно пропустил, не заметил» | проблема с вниманием и с его концентрацией |
«Не понял» | проблема с мышлением, скоростью обработки информации |
«Не могу представить» | проблема с воображением |
Как определить нужны ли ребенку дополнительные занятия для развития той или иной психической функции?
Перед вами список трудностей у школьников в письме, чтении, математике и других видах деятельности. Если у ребенка присутствует хотя бы одна из этих трудностей, то коррекционные занятия просто необходимы. (Педагогам выдается эта таблица, где они отмечают напротив каждой трудности да или нет.
Трудности школьника в письме | да/нет |
Не делает пропуски между словами, либо пишет предлоги слитно, а приставки отдельно. | |
Не соблюдает границы полей, строки, клетки. | |
Не соблюдает правила переноса. | |
Зеркалит буквы. | |
Грязь в тетради, сплошные исправления, плохой почерк. | |
Слишком мелкие или слишком крупные буквы. | |
Пропускает буквы. | |
Переставляет буквы в слове при написании. | |
Не может выучить словарные слова. | |
«Неучитывание» правил русского языка при написании. | |
Каждую букву пишет отдельно, без соединительных элементов. | |
Низкий темп письма. | |
Слишком слабый или, наоборот, сильный нажим при письме. | |
Разные по наклону, высоте или ширине буквы. | |
Трудности школьника при чтении | да/нет |
Низкая скорость чтения. | |
Знает буквы, но затрудняется при слиянии букв в слоги, слогов в слова. | |
Не понимает смысла прочитанного. | |
переставляет буквы местами при чтении. | |
Присутствует «угадывающее» чтение. | |
Не может удерживать строчку при чтении, «соскальзывает». | |
Трудности школьника в математике | да/нет |
Трудности усвоения состава чисел. | |
Трудности усвоения таблицы умножения. | |
При решении задач с трудом определяет порядок действий. | |
Плохо понимает условие задачи, что и как нужно искать. | |
Трудности понимания логико-грамматических конструкций. | |
Не может изобразить задачу в виде схемы. | |
Проблемы с устным счетом. | |
Трудности в других видах деятельности у школьников | да/нет |
Путает «право», «лево», не может запомнить дни недели, месяцы и времена года. | |
Плохо запоминает стихи. | |
Не может пересказать текст. | |
Не понимает смысл рассказа, не может вывести главную мысль. | |
Очень долго включается в работу. | |
Трудности концентрации внимания. | |
Утомляемость. | |
Импульсивность. | |
Медлительность. | |
Плохое воображение. | |
Слушает, но не «слышит» инструкцию. | |
Не умеет логически мыслить. | |
Бедный словарный запас. | |
Плохая слухоречевая память. | |
Плохая зрительная память. | |
Трудности понимания сюжетной картинки/ серии сюжетных картинок. | |
3. Практическая часть. Участие педагогов в коррекционных играх и упражнениях.
Прежде чем приступить к практической части нашего мастер-класса, хочу рассказать на каких принципах построены занятия.
Принципы занятий
Коррекционный – преодоление неуспеваемости, устранение деффектов за счет корректировки и развития тех или иных психических функций.
Эмоционально-реабилитационный – восстановление уверенности ребенка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.
Стимулирующий – побуждение к разнообразным видам деятельности.
Все мы с вами знаем, как игровая деятельность повышает эффективность усвоения учебного материала. Ребенок, обучаясь, получает удовольствие. Снимается тревожность, напряжение.
В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.
Предлагаю вашему вниманию упражнения, которые не требуют специального оборудования и помещения.
Уроки обычно начинаю с дыхательной гимнастики, так как она оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.
Покажу одно упражнение, на самом деле их много, и все их можно найти на просторах интернета или в специальных изданиях.
Дыхательное упражнение «Свечка»
Участники ставят палец перед ртом подушечкой к лицу. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.
Можно разнообразить немного: воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время или воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.
Так же на уроках письма или русского языка провожу упражнения для глаз, так как они помогают сохранить и улучшить зрение, а так же активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше.
Словесная зрительная гимнастика
Голову держим ровно, не поворачиваем, двигаются только глаза. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб. Закройте глазки. Открываем глаза.
«Радуга»
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Ну и как же без пальчиковой гимнастики! Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.
Карандаш в руках катаю, (Прокатывать карандаш между большим пальцем и поочередно всеми остальными).
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Как живёшь?
- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (Кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (Помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
Развитие межполушарного взаимодействия.
- Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг. Соньер
Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе».
Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
- Здесь я бы хотела остановиться чуть подробнее.
Сначала о признаках несформированности межполушарного взаимодействия:
Зеркалит буквы и цифры.
Отсутствует познавательная мотивация
Плохая память
Инфантильность
Агрессия
Моторная неловкость
Причины несформированности межполушарного взаимодействия:
Болезни матери.
Родовая травма.
Болезни ребенка в первый год.
Длительный стресс.
Малоподвижный образ жизни.
Неврологические расстройства.
Патологии мозолистого тела.
Как продиагностировать? (Это же упражнение проделывают педагоги.)
Попросите ребенка завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат.
На каждом уроке стараюсь проводить вот такие кинезиологические упражнения. Их можно проводить в качестве динамической паузы для смены видов деятельности.
«Ухо-нос»
Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
«Кулак-ладонь-ребро»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Игра «Алфавит»
Дети называют верхнюю букву в клеточке и одновременно поднимают правую руку, если под ней бука «П», или левую руку, если под ней буква «Л». Если же это буква «О», то надо поднять одновременно две руки.
Задания для обеих рук:
- письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);
- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);
- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;
Эти карточки раздать учителям, они должны выполнить упражнения.
Упражнение «Прыжки по квадратам»
Развивает умение быстро переключаться, следовать инструкции. Укрепляет руку при письме.
Дети по команде взрослого начинают писать в первом квадрате. Писать нужно целой строкой, не делая пробелов, как одно слово. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер другого квадрата. Ребенок должен быстро начать писать в заданном квадрате. Через какое-то время детей можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.
Упражнение «Запомни фигуры»
Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить изображения на карточках (так же можно нарисовать на доске), а затем нарисовать их у себя на бумаге.
Ну, и еще одно упражнение, которое мне очень нравится, его я провожу на уроках чтения. Оно для развития концентрации и распределения внимания.
Упражнение «Чтение под стук»
Взрослый читает ребенку текст в среднем темпе и одновременно стучит по столу. Ребенок должен пересказать текст или ответить на вопросы учителя по тексту, а затем назвать количество ударов.
Текст берется в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребенка. Рекомендуется количество ударов от 5 до 10.
Давайте проверим свой уровень концентрации и распределения внимания.
Читается текст.
В деревне
Приехал Миша летом в деревню из города. Все незнакомо. Вышел во двор. А у крыльца маленький поросёнок ест из корыта. На заборе петух сидит. Крылья у петуха большие, гребешок красный. Взлетел на забор:
- Ку-ка-реку!
Заглянул Миша в сарай. А там корова Зорька стоит, сено жуёт. Такого в городе не увидишь.
Советую заранее подготовить вопросы к тесту, так как сами можете запутаться в количестве ударов, следя за событиями в тексте.
Примерные вопросы: Куда приехал мальчик Миша? Сколько зверей встретил мальчик во дворе? Кого увидел первым? и т.д.
И еще одна интересная игра, которую очень любят дети, ведь она воспитывает соревновательных дух. Ее можно использовать при работе в парах или группах. Дети потом сами могут себя контролировать! Ну и плюс ещё эта игра развивает речь, увеличивает скорость реакции, отрабатывает звукобуквенный анализ, увеличивает словарный запас.
Игра «Кто быстрее?»
Учитель засекает время 1 минуту, дети одновременно по команде как можно быстрее записывают слова, которые начинаются на загаданную заранее букву. Побеждает тот, у кого получилось больше слов.
Давайте сыграем в эту игру! И на этой веселой ноте закончим!
Подведение итогов мастер-класса.
Системность в работе с детьми на выполнение нейропсихологических упражнений обязательно даст свои результаты, тем более, если вы эти упражнения игры будете со временем усложнять. Ведь все мы с вами знаем об этом принципе – от простого к сложному!
Применяя эти нехитрые упражнения и игры мне удалось добиться следующих результатов:
– Дети стали включаться в учебную деятельность более активно, и, как следствие, начали лучше воспринимать информацию.
– У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.
– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились, они стали лучше координировать свои движения.
– При выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.
– На занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы.
– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.
– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.
– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.
- Повысилась успеваемость и мотивация к обучению.
Надеюсь, что сегодняшние практические советы и сам мастер-класс вам понравился и вы обязательно примените мой опыт у себя на уроках! А я была рада поделиться им с вами, моими коллегами!
Список использованной литературы:
Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. М., 2018.
Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения.
Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Учебно-практическое пособие.