МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9
ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»
Подготовила: Шефер Мария Олеговна
Воспитатель МБДОУ детский сад №9
2024 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Развитие творческого потенциала у детей – одна из самых важных и одновременно сложных задач современной педагогики. Народная мудрость «Век живи – век учись» подчеркивает непрерывность процесса обучения, однако особое значение имеет ранний возраст, дошкольный период, когда закладываются фундаментальные навыки и умения, в первую очередь, связанные с развитием воображения, фантазии и познавательной активности. Неразвитое в детстве воображение сказывается на всей дальнейшей жизни, ограничивая не только творческие способности, но и способность к нестандартному мышлению, решению проблемных ситуаций, способствуя угасанию интереса к искусству и любым видам творческой деятельности. Именно поэтому стимулирование творческого развития дошкольников – приоритетная задача воспитателей и родителей. Одним из эффективных методов является использование бросового материала для изготовления поделок. Каждый день мы генерируем горы мусора: пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики и тарелки, картонные упаковки, полиэтиленовые пакеты, использованные батарейки, старые журналы, обрывки ткани – список бесконечен. Мы часто не задумываемся о том, что этот, казалось бы, бесполезный хлам, таит в себе огромный потенциал для творчества и развития, особенно для детей. Вместо того чтобы отправлять всё это на свалку, мы можем дать этим предметам «вторую жизнь», превратив их в уникальные игрушки и поделки.
Именно из бросового материала получаются самые оригинальные и запоминающиеся творения. Дети, в силу своего богатого воображения и нестандартного мышления, способны увидеть в кукле с оторванными ногами - русалку, в сломанной неваляшке – снеговика, а если поделки украсить камушками, бусинками, «стекляшками» от старой люстры – получаются эксклюзивные игрушки.
Работа с бросовым материалом развивает у детей мелкую моторику, координацию движений, творческое мышление, фантазию и воображение. Дети учатся решать нестандартные задачи, экспериментировать с формами и текстурами, создавать уникальные вещи своими руками. Кроме того, такой подход способствует экологическому воспитанию, прививая детям бережное отношение к окружающей среде и осознанное потребление. Не бойтесь экспериментировать, проявляйте фантазию, и пусть ваши совместные творения радуют вас долгие годы! И помните, что даже самые маленькие ошибки могут стать началом новых творческих открытий. Главное – процесс, а результат обязательно порадует!
ЦЕЛЬ: внедрение и распространение педагогического опыта «Ремонт игрушек техникой «папье-маше» с использованием бросового материала »
ЗАДАЧИ:
- познакомить педагогов с новыми идеями для творчества;
- предложить способ ремонта игрушек техникой «папье-маше»;
- формировать основы экологической культуры (использование вторсырья).
- развивать образное мышление, художественно-творческое восприятие в процессе украшения игрушек;
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, столы, стулья, игрушки, «вылеченные» с помощью техник «папье-маше» и «ватное папье-маше», бросовый материал для украшения игрушек (пуговицы, бусинки, жёлуди и т.д.), клей или многоразовый двухсторонний скотч.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
1 СЛАЙД
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Скажите, пожалуйста, что такое игрушка? (варианты ответа)
2 СЛАЙД
Многие воспринимают слово «игрушка» как синоним безделушки, развлечения. Однако с древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Большинство родителей считают, чем их больше у ребёнка, тем лучше. Но изобилие игрушек приводит к тому, что ребёнок перестает ценить их, и, если игрушка ломается, то малыш не думает о том, чтобы починить её, ведь мама и папа всё равно купят новую.
3 СЛАЙД
В данный момент, мы с вами погрузимся в мир фантазий, воображения, нестандартного мышления. Предлагаю вам увидеть необычное в обычном! Приглашаю 3-х человек. Коллеги, выберите, пожалуйста, игрушку, которая вам больше всего понравилась. Необходимо добавить «изюминку» и украсить её. Всё, что для этого необходимо – перед вами. Приступайте!
4 СЛАЙД
Дети – удивительные создания! Каждый день они совершают открытия, заставляя нас, взрослых, взглянуть на мир по-новому. И чтобы лучше их понять, нужно самим стать ребёнком, посмотреть на мир его глазами, и увидеть, как разнообразен мир вещей вокруг нас. Одни вещи служат людям долгое время, а есть такие, которые становятся ненужными.
Например, сломанные и порванные игрушки. Согласитесь, чаще всего мы, взрослые, стараемся избавиться, выбросить все это «добро» в мусорное ведро. Но ведь стоит только включить свое воображение, попробовать увидеть в этих ненужных вещах что-то необычное и они могут приобрести вторую жизнь.
Однажды, моя воспитанница пожаловалась, что порвался её любимый зайка и мама хочет его выбросить. Я предложила принести игрушку и попробовать полечить, как в сказке К.И. Чуковского «Айболит». Зайчика мы зашили…
5 СЛАЙД
«Лечение» игрушки очень понравилось детям, и они стали приносить машинки без колёс или со сломанным кузовом, куклы без рук, ног и т.д. Мы вместе думали, как же можно привести их в порядок? Что же делать с теми, у которых не достаёт частей? И решили – надо создать новую игрушку!
6 СЛАЙД
Немного поразмыслив, было принято решение «начать лечение» с помощью техник «папье-маше» и «ватного папье-маше». С данной техникой дети были знакомы. Это очень древний и популярный вид рукоделия, который под силу даже маленьким детям.
7 СЛАЙД
Начался долгий рабочий процесс: мы представляли, как можно преобразить игрушки, рисовали эскизы, думали, какие дополнительные материалы потребуются. Процесс создания нового «шедевра» оказался очень трудоёмким и интересным.
8 СЛАЙД
И вот что у нас получилось! Немного поразмыслив, детям пришла идея: «А что, если необычно украсить наши чудо-поделочки?». И тут возник вопрос: «Чем?»
9 СЛАЙД
Ответ не заставил себя ждать! Будем использовать бросовый материал. Ведь бросовый материал – это настоящее сокровище! Он начинает новую жизнь в умелых руках. Мы, воспитатели, как дети, собираем и храним все ненужные вещи, которые друзья и знакомые выбрасывают в каждом доме, и используем их на занятиях с детьми: пуговицы, пробки, катушки и т.д. Повторное использование в детском творчестве бросового материала не только развивает у детей мелкую моторику, фантазию, творческое мышление и многие другие полезные умения и навыки, но и помогает воспитывать стремление беречь и охранять нашу Землю и природные ресурсы.
10 СЛАЙД
В современном искусстве многие художники создают работы из бросовых материалов — называется такое течение Аrt Dump («художественная свалка»). Бросовый материал предоставляет детям большие возможности для фантазирования. А самое главное, не нужно бежать в магазин и тратить средства на покупку этого материала!
11 СЛАЙД
Предлагаю посмотреть, что же получилось у наших изобретателей! Прошу вас выйти, чтобы зрители ближе познакомилось с вашими работами. Коллеги, вы отлично справились с поставленной задачей! Какие замечательные работы получились.
12 СЛАЙД
Как думаете, будет ли то полезно детям данный вид творчества?
Спасибо вам, за проделанную работу!
13 СЛАЙД
Закончить свой мастер-класс хочу словами Марии Монтессори: «Наша цель – не просто заставить ребенка понять, но обратиться к его воображению, чтобы привести его в восторг до глубины души!» Удивляйте, вдохновляйте, любите своих детей, и скоро они удивят и вдохновят вас!
14 СЛАЙД
Спасибо за внимание!