Мастер-класс для педагогов
Подготовила: КОПЫЛ ИННА ЮРЬЕВНА
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №4 г. Дебальцево»
Тема: Нетрадиционные техники рисования
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
Цель:
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Формирование у детей художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Методы и приёмы:
репродуктивный, практический.
Оборудование:
материал для практической деятельности –альбомные листы бумаги, баночки с водой, кисти для рисования, коробочки с растворимым кофе, баночки для кофейного раствора. Предварительная работа:
обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.
Ход мастер-класса
I. Вступительное слово
- Добрый, день, уважаемые коллеги. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и протяните друг другу свои ладони. Давайте поздороваемся ладошками.
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Всегда (безымянный)
Во всем (мизинец)
Здравствуй
(всей ладонью)
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
- На уроках изобразительного искусства решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения.
- В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
- Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у детей начальной школы, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
- Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
- Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя.
- Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Задачи техники:
1.Имеет огромное значение в формировании личности ребенка.
2.Развитие мышления ребенка.
3. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
4. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).
5.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.
6.Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка.
Виды техник:
Рисование забавными отпечатками.
Рисование руками.
Рисование мыльными пузырями.
Рисование солью.
Рисование мятой бумагой.
Рисование масляной пастелью и акварелью.
Монотипия.
Кляксография.
Ниткография.
Рисование ватными палочками.
Граттаж «Цап-царап».
Рисование кофейным раствором и сухим кофе. Ит. д.
II. Практическая часть
- О кофейных рисунках, как нетрадиционной технике известно с 2004 года. Кофейный пигмент наносится на бумагу с помощью обыкновенной художественной кисти. Растворимый кофе идеально подходит для создания рисунков в однотонной теплой цветовой гамме. Чем насыщеннее раствор, тем ярче тон.
- Я хочу познакомить вас с кофе-технологией «Симметричный оттиск». Для этого нам понадобится кофе-раствор, сухой кофе, альбомный лист, простой карандаш, кисть для рисования.
- Мы будем изображать бабочку.
1. Согните лист пополам, на правой стороне изобразите контур бабочки и узор крылышек. 2. Покройте кофейным раствором белые места рисунка за узором.
3. Присыпьте рисунок сухим кофе, пусть впитается.
4. Согните лист, сделайте оттиск.
III. Итог
Рефлексия.
- У каждого из вас есть чистый лист. Обведите свою ладонь и напишите на пальчиках свои впечатления о мастер-классе:
Большой – для меня было интересным и важным …
Указательный – по этому вопросу я получил(а) конкретную рекомендацию.
Средний – моя оценка психологической атмосферы
Безымянный – мне понравилось
Мизинец – мои предложения