Здравствуйте, уважаемые коллеги. Прошу обратить внимание на экран. Что здесь изображено? Ответы участников мастер класса С чем это связано? Ответы участников мастер класса И так, чтобы вы всегда видели только здоровые ножки, хотел бы вас ознакомить с некоторыми приемами профилактики плоскостопия. Одним из распространенных заболеваний нашего времени, о котором мы сегодня поговорим, является плоскостопие. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. По медицинской статистике РОСЗДРАВА: - к двум годам у 24% детей наблюдается первые признаки плоскостопия, - к четырем годам — у 32%, - к шести годам — у 40%, - к двенадцати годам – 50% (каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие), - к двадцати годам – 60%. В связи с этим возрастает значение организации профилактики и коррекции непосредственно в детском саду. Здесь ребенок находится практически ежедневно, и, следовательно, возможно обеспечить своевременность и регулярность этой работы. Что же такое плоскостопие? Вопрос участникам мастер класса Плоскостопие – это заболевание стопы, при котором меняется его форма и опускаются продольный и поперечный своды. Специально разработанные упражнения от плоскостопия помогают избавиться от болезни или, по меньшей мере, замедлить ее прогрессирование. Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма в целом. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многих видов спорта. Таким образом, укрепление опорно - двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. Для предупреждения плоскостопия нужно использовать упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы. Их можно применять на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних занятий и т. д. Дозировка упражнений должна зависеть от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех – пяти раз на этапе разучивания упражнений, до десяти – двенадцати раз на этапе закрепления. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются движения, мышечный корсет, осанка, приобретаются физические качества. В своей работе использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени, корректирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам. Подбираю те самые упражнения, которые заинтересовали бы детей. Целью данной работы является формирование и укрепление сводов стоп. При этом решаются следующие задачи: - развитие основных функций стоп; - обучение правильной постановке стоп при ходьбе; - укрепление связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; - улучшение кровообращения стоп; - улучшение координации движений и другие. В своей работе использую систему приемов и методов обучения. Рассмотрим приемы, относящиеся к наглядному методу. Показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, кинофильмы) Приемы, относящиеся к словесному методу. Объяснения, пояснения, указания, беседа, вопросы к детям, подача команд, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция. Приемы, относящиеся к практическому методу. Повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме. (Комплексы различных практических приемов, взаимосвязанных с наглядностью и словом.) Эффективность использования приемов можно увидеть в таблице мониторинга, где отображается положительная динамика развития физических качеств ребенка на моих занятиях. В 2017-2018 уч.году на момент проведения мониторинга было обследовано 32 ребенка, по результатам положительный результат имеют 22 ребенка. В 2018-2019 уч.году на момент проведения мониторинга было обследовано28 детей, по результатам положительный результат имеют 13 детей. В соответствии с положением Федерального закона №152 от 27.07.06 г. «О персональных данных», родители в начале учебного года дают согласие на обработку персональных данных детей. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – "Змейка", "Корригирующая дорожка", "Дорожка здоровья", "Волшебные палочки". Существует множество упражнений для того, чтобы не допустить развития плоскостопия. Сейчас я покажу некоторые из них. (Презентация показа выполнения упражнений) 1. «Поклонились» Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз) 2. «Пяточки поссорились, помирились» Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза) 3. «Гусеница пошла гулять» Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза) Как видите, это несложные комплексы, которые легко выполнить дома. Но, если вы хотите разнообразить занятия, сделать их более интересными и более эффективными, обратите внимание на следующую подборку. |