СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с применением технологии наглядного моделирования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Развитие связной речи дошкольников".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с применением технологии наглядного моделирования»»

Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с применением технологии наглядного моделирования»

Цель: познакомить педагогов с современными технологиями формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширить знания педагогов по проблеме формирования связной речи у дошкольников;

2. Познакомить участников мастер-класса с применением технологии моделирования в обучении детей рассказыванию;

3. Практическое обучение педагогов играм по развитию связной речи детей с использованием пособия «Многофункциональное панно «Времена года».

Категория участников: воспитатели дошкольных групп.

Ожидаемый результат. Повысить интерес педагогических работников к использованию технологии моделирования в работе с детьми.

Оборудование: презентация, многофункциональное панно «Времена года», картотеки загадок и игровых упражнений по развитию связной речи.

Ход мероприятия:

Уважаемые, коллеги сегодня мы с вами поговорим о проблеме развития связной речи детей.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.

Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

Монологическая речь:

Рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта;

Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Предлагаем вам вспомнить этапы развития связной речи у дошкольников и пройти блиц-опрос:

дети начинают употреблять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения (3-4 года)

дети пересказывают короткие тексты, прослушав их два раза (4-5 лет)

дети способны достаточно подробно и последовательно рассказать об увиденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание текста от повествования (5-7 лет)

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостаткисвязныевысказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Организуя речевую деятельность воспитанников возникла необходимость использования эффективных методов и приемов развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирования связного высказывания.

Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной формеМодель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутри текстовой связи.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов, героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Наиболее интересной нам показалась идея создания многофункционального панно «Времена года» на основе технологии моделирования.

Панно - занимательное игровое пособие, благодаря своему яркому дизайну, оно привлекает внимание дошкольников. Пособие представляет собой 4 панно из фетра с изображением времен года, с яркими, красочными, подвижными деталями и элементами на липучках.

(предлагается рассмотреть собранные панно)

Действия со съемными элементами панно побуждают детей к самостоятельному высказыванию, сравнению, запоминанию речевого материала.

Игры с панно стимулируют познавательную активность детей, помогают им в увлекательной форме расширить знания о временах года, а так же овладеть различными формами связной речи.

Диалогическая форма речи

Развитию способствуют такие игры, как «Вопрос-ответ»«Что где находится»«Отгадай загадку, найди отгадку»«Кто лучше?»«Подбери и объясни».

Пересказ

Пересказ считается самым простым из видов связного высказывания. Он предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, составить рассказ в соответствии со схемой. Детям предлагается послушать текст, ответить на вопросы, послушать еще раз и пересказать, используя в качестве опоры элементы панно.

Рассказы по картине, серии картин, сравнительные рассказы

Для формирования навыка составления рассказов-описаний, сравнительных рассказов используется прием «Оживи картину». Детям предлагается панно с ограниченным количеством пейзажных объектов и мелкие изображения разных живых предметов – «оживлялок». За счёт включения описаний живых предметов в рассказах детей достигается красочность и динамичность. «Оживлялки» легко накладываются и убираются, а также могут включаться в разные пейзажные композиции.

Элементы панно являются как бы опорной схемой, планом, что обеспечивает связность и последовательность составления рассказа ребенком.

Творческие рассказы, сочинение сказок, отгадывание и придумывание загадок и небылиц.

Панно стимулирует творческую активность детей. На начальных этапах предполагаются готовые сюжеты и активное направляющее участие педагога. Это обеспечивает опору на наглядно-образное мышление и соответствует начальным этапам обучения рассказыванию. На последующих этапах степень самостоятельности дошкольников в играх повышается: можно предложить не просто оречевить готовый сюжет на панно, но и создать свой из предложенного материала, расположить детали пейзажа в соответствии с собственным замыслом, а затем придумать рассказ, сказку, загадку.

Практическая часть

-Предлагаем вам поиграть с панно в игры, направленные на овладение различными формами связной речи.

«Вопрос- ответ» (4-5 лет)

Задачи:

1. Закрепление в словаре детей называний времен года, их признаков

2. Развитие умения задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры:

1 вариант: Перед детьми выставляются 4 панно. Съемные элементы лежат на столе. Ведущий (может быть и ребенок) берет по одному предмету и спрашивает, к какому времени года это относится. Первый ребенок, ответивший правильно, забирает предмет себе. Выигрывает тот, кто наберет больше элементов.

2 вариант: ребенок берет элемент, называет, к какому времени года он относится и крепит его на соответствующее панно.

«Составь рассказ по плану» (5-6 лет)

Задачи:

1. Уточнение, расширение и активизация словаря.

2. Формирование умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами в роде и числе.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие умения составлять предложения и объединять их в рассказ.

Ход игры:

Съемные элементы панно одного времени года лежат на столе в определенной последовательности. Дети берут предмет, называют признак времени года и крепят соответствующие элементы на панно. Затем повторяют весь рассказ.

«Капризная погода» (5-7 лет)

Задачи:

1. Составление творческого рассказа.

2. Активизация словаря

3. Развитие грамматического строя речи.

Ход игры: Съемные элементы всех 4 времен года лежат на столе. Дети выбирают любое панно. Педагог начинает игру со словами: «Однажды погода сказала: «Надоело мне все делать правильно! Я не буду делать так, как надо зимой, летом, весной, осенью, я буду делать то, что мне хочется…». Затем дети выбирают элементы и крепят их на панно, сопровождая свои действия комментарием. В итоге получится веселая путаница про капризную погоду.

«Запомни и перескажи» (6-7 лет)

Задачи:

1. Закрепление представлений о временах года.

2. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию текста.

3. Учить детей пересказу текста с опорой на элементы панно.

Лес осенью

Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. На земле лежит разноцветный ковер из листьев. Красивый и нарядный стоит осенний лес! (По Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

Вопросы:

1. О каком времени года говорится в рассказе?

2. Какого цвета лес был летом?

3. Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

4. Какого цвета стали осины осенью?

5. Как кружатся листья в воздухе?

6. Чем тебе нравится осенний лес?

«4 времени года» (6-7 лет)

Задачи:

1. Закрепление представлений о последовательности временах года и их признаках.

2. Учить детей составлять рассказ по серии картин с использованием элементов панно.

Съемные элементы панно лежат на столе.

Детям даётся задание разложить 4 панно по порядку и рассказать, как одно время года сменяет другое. Одновременно с рассказом, дети заполняют панно элементами.

Вывод: Представленная технология позволяет повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но может быть использована и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, связно выражать свои мысли.

Желаем вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии речи дошкольников!