СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов "Ритм для дошколят"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов "Ритм для дошколят"»

Мастер-класс «Ритм для дошкольников»

22.09.21 «Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной речи), она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

«Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих

нарушения речи. 

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Что же такое ритм? Ритм (в переводе с греч. – соразмерность) – чередование различных длительностей и звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности речи.


«Пророк ритма» Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) – швейцарский педагог, композитор, пианист и органист, автор системы, которая получила название «ритмическая гимнастика». В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала.

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак- Далькроз).

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от психических проблем, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен свойственной коренным жителям страны великолепной координацией движений и их блистательным исполнением изящнейших ритмических построений.


Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. А чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и воспроизводить его. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, как правило, слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована.


Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.

Но, современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать в работы уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмических упражнений.

И, конечно, же чувство ритма развивается на муз. занятиях. Ритм присутствует во всех моментах занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

Так как музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка и на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал.

Мы привычно используем в играх с малышами покупные развивающие музыкальные игрушки. Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только присмотреться и посмотреть на них чуть-чуть иначе.

И сейчас речь пойдёт о ритмических палочках. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется КЛАВЕСЫ.

Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля.

Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с младшей группы.

Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки…

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.


Почему полезно играть с детьми палочками?

1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.

2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.

3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.

4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.

5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.

6. Игры с палочками развивают чувство ритма.

7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.

8. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым.

9. Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий мир.

Приёмы игры:

- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;

- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;

-трём одну клавесу о другую;

- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)

-вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя» («моторчик»)

-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)

-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали

-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)

- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу

- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»)

- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.

Предметы, в которые могут превратиться клавесы:

- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)

- лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку.

- рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»)

-педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)

-скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)

-антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»)

-качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)

-костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»)

-молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой)

-дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).


Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Не маловажно то, что детям очень нравится играть в подобные игры!

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 лет и немного подвигаться вместе! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

2. Практическая часть

- Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть.

Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.

Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет.

Во что дальше поиграть, и кто будет начинать…. (деревянные палочки)

А для путешествия нам надобятся простые деревянные палочки.

(Берут палочки, садятся на стульчики)


-С чего же будем начинать нашу игру? Конечно же, с приветствия.  (Мальчики или девочки)

1. Приветственная песенка – сл. и муз. Н Сухой

Кто сегодня в зал пришел? – мальчики.

Кто друзей с собой привёл? – девочки.

Будем утро начинать – песенкой

Будем петь и танцевать – вместе мы.


- Для следующей игры нужно сесть на ковер

2. Я иголочку возьму – сл Н. Сухой

3. Игра (эхо) Звери в лесу – (гуляя по залу)

4. Посчитай и постучи – игра и сл. Н Сухой.

5. Корова – муз. Н. Сухой, сл. Skopinz

6. На велосипеде – сл и муз Н. Сухой

3. Рефлексия

4