Амвросиевское дошкольное образовательное учреждение «Теремок»
Мастер-класс
Логико-математические игры во время научно -образовательной деятельности и режимных моментах
Подготовила и провела:
Воспитатель Баранникова О.А.
г. Амвросиевка 2018
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов
«Логико-математические игры во время научно -образовательной деятельности и режимных моментах»
Цель: создание условий для передачи педагогического опыта работы по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер - класса с опытом работы по выстраиванию процесса развития ребенка через логико-математические игры.
2. Заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно-образовательном процессе детского сада и семье.
Оборудование: «Палочки Кюизинера», «Математический планшет», «Конструктор из платсилина и зубочисток», «Счетные палочки»
План проведения:
1. Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников.
2. Игры и технологии математического планшета.
3. Палочки Кюизинера.
4. Конструктор из пластилина и зубочисток.
5. Игры со счетными палочками.
6. Рефлексия.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I этап. Вводное слово.
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг…
А. С. Пушкин
- Сегодня я, предлагаю вам принять участием в мастер - классе «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр».
Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников
Долгое время детство воспринималось как период подготовки ребенка к школе, сейчас мы понимаем самоценность этого периода самого по себе. Неоднократно повторяя высказывание Александра Григорьевича Асмолова: «Детство ради детства» (на экране портрет А. Г. Асмолова с цитатой, все глубже понимаешь ее значение.
Значимость интеллектуального развития детей дошкольного возраста подчеркивали в своих трудах известные ученые, педагоги-практики и психологи, актуальным оно остается и сейчас, в свете нового закона об образовании и государственных стандартов дошкольного образования. Однако теперь перед нами стоит задача отойти от «знаниевой парадигмы», не сводить детство к обучению, развитие – вот цель современного дошкольного образования!
Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребенка через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игру. Именно эти сквозные механизмы способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не сводя этот процесс к обучению.
Общение, познавательно-исследовательская деятельность, игра – это те сквозные механизмы, которые позволят нам развивать интеллект ребенка, не сводя тот процесс к обучению.
Импровизированный мониторинг
Начиная работать с детьми каждому педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие в аудитории. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить. Готовы? Тогда начнем:
– Великий русский поэт?
– Фрукт?
– Часть лица?
– Домашняя птица?
А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица) .
Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать.
Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением.
Интеллектуальная разминка (зарядка для ума) .
Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).
Задается вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.
В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:
1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)
2) Сколько лап у двух собак? (8)
3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг) .
4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)
5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)
6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)
- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.
II этап. Игры и технологии математический планшет
Математический планшет – это развивающее пособие (игра, которое представляет собой деревянный квадрат, в который вбиты цветные штырьки. К нему прилагается набор цветных резиночек. Резиночки можно использовать канцелярские, для волос и для модного сейчас плетения браслетов. В качестве подсказки нарисованы чертежи- схемы. На штырьки натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок.
С чего начать знакомство с математическим планшетом.
Сначала рассказать сказку о том, как встретились резиночки, предметы из дерева, пластмассы и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе – дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, ракета, кораблик, домик и т. п.
Варианты игр с детьми:
«Оживляем» геометрические фигуры:
- так, квадрат превращается в домик,
- треугольник - в вазу с цветами.
С виду обычный деревянный квадрат, но пособие универсальное, можно использовать в разных видах образовательной деятельности, тренирует различные виды машления: логическое, пространственное, образное, творческое. Развивает координацию движения обеих рук их ловкость, умение моделировать на плоскости, создавать изображения по образцу, схеме, фантазии и логики.
Упражнения на развитие памяти
– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.
Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам несколько упражнений:
Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек) .
– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)
– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)
– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)
– Сколько всего предметов было? (8) .
III этап. Палочки Кюизинера.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает/
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта:
• Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»;
• Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью»;
• «Семейство желтых» составляют 5 и 10;
Коллеги, послушайте сказку, которую я вам расскажу. Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно. И вот однажды решили палочки поиграть с нами в игру, которая называется “ Назови число – найди палочку”. Я показываю Вам любое число в пределах 10, а вы находите палочку, которая соответствует этому числу. Затем я показываю палочку любого цвета, а вы, коллеги, называет цифру). Подсказка на экране. (Воспитатель показывает палочки не по порядку)
«Мы по лесенке шагаем И ступеньки все считаем Все ступеньки до одной, Знаем в лесенке цветной»
Сейчас я предлагаю вам конструирование горизонтальной лесенки. Чтобы построить горизонтальную лесенку, надо найти самую длинную палочку, положить ее в основании лесенки. Затем, следующие по длине палочки, выравнивая их по правому краю. А теперь прошу отдохнуть – закрыть глаза – честно, крепко, а я уберу одну из палочек. Открыв глаза вам нужно назвать цвет, исчезнувшей палочки и ее число. Не забывайте, о подсказке на экране.
Упражнение “Воздушный шар”. (включается музыка релакс)
Коллеги сидят на стульчиках, воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку.
Воспитатель: “Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки положите на колени. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шар. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шар. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шара. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шара. Сделайте паузу, сосчитайте до 5. Снова вдохните и наполните легкие воздухом.
Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.
А теперь мы продолжим.
IV этап. Конструктор из пластилина и зубочисток.
Несмотря на множество новомодных конструкторов, детям порой интересно возиться со знакомыми предметами. Использование маленьких палочек, покажет ребенку, что у вещи, может быть великое множество функций. Порой, чтобы провести интересно время с ребенком, достаточно иметь под рукой палочки и пластилин. Отщипывая кусочки пластилина и скачивая, их в шарики - этот интересный процесс развивает мелкую моторику рук, пальцы становятся ловкими, подвижными, а движения рук точными и согласованными. Развивается мышление, воображение формируется прочная память, фантазия.
Приступим к изготовлению простых геометрических фигур. С помощью пластилиновых шариков, скрепляем зубочистки между собой. Освоив эти правила можно перейти к конструированию более сложных объемных фигур- домика, ракеты или придумать свой вариант поделки.
Игры со счетными палочками.
Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
Практическая деятельность.
Задачи на построение сложных фигур:
(составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
- Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
Задачи на преобразование фигур:
Сложить из 10 палочек 3 квадрата.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.
V этап. Экспериментирование
С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон) .
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:
– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида) .
– Какой вариант предлагаете вы?
– Давайте опробуем.
– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный) .
– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)
– Теперь он выдержит стакан? (нет)
– Почему? (лист не достаточно жесткий)
– Как можно увеличить жесткость листа?
– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)
– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)
– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)
– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.
Только что, коллеги, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.
V. Итог. Рефлексия.
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём.
На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.
И в заключении нашего мероприятия Притча от Шалвы Амонашвили
Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
— Верно! — удивился прохожий.
— Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.
— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчик, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
— А меня больше радуют твои пёрышки…
Благодарю за участие и внимание
ВЕЛИКИЙ
РУССКИЙ
ПОЭТ
ФРУКТ
ЧАСТЬ
ЛИЦА
ДОМАШНЯЯ
ПТИЦА