СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для подготовки к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволит учителям лучше подготовить обучающих к сдаче экзамена

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для подготовки к ОГЭ»

МАСТЕР-КЛАСС: «ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 КИМ ЕГЭ: ОТ ПРОБЛЕМЫ К КОММЕНТАРИЮ

(присутствующие делятся на три группы; на столах тексты, задания, рабочие листы, ручки)

- Добрый день, уважаемые, коллеги. Прежде чем начать, проведем релаксационную минутку «Эффект зонтика» под мелодию «Дыхание моря».

Предлагаю разбиться на группы: 3 группы будут основными и одна независимой, и, как видите, отведено место для встречи представителей от групп.

Самая пугающая новость для учителя русского языка - «Изменения в ЕГЭ». Требования с каждым годом возрастают. В этом учебном году изменения коснулись не толь части1, но и части 2.
(мнение учителей и их учеников).

- Вы профессионалы, поэтому будем делиться опытом в рамках темы «Выполнение задания части 2 КИМ ЕГЭ по русскому языку: от проблемы к комментарию» (слайд).

Работа с текстом не из легких. Если бы у вас был выбор: какой текст для анализа вы бы предпочли: художественный или публицистический?
(Публицистический)

- Почему?

- Сегодня мы будем работать с текстом художественного стиля. Предлагаю начать с выразительного прочтения текста. Перед вами отрывок из рассказа К.Д. Воробьева «Живая душа» (слайд).

Примечание: Изначально в рассказе главный герой, шофер, оказался рвачом… Потом писатель изменил рассказ, и эта идеализация героя не уступка цензуре, а необходимость, возникшая в силу художественного замысла. Увидев, как живется односельчанам, Константин Дмитриевич был глубоко потрясен, и чувство сострадания к нему не совмещалось с тем, чтобы шофер оказался рвачом. Это уже должен был быть другой рассказ, написанный в другой интонации, с другим сюжетом.

(1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. (2) В те памятные послевоенные дни загородных автобусов не было, и по шоссейным и проселочным дорогам народ передвигался как умел. (3) Я подглядел на станции притаившийся «виллис», судя по окраске, не нюхавший войны, и с ходу предложил усатому шоферу-сержанту триста рублей за перегон в сорок километров.

 – (4) Чего-о? – изумился он. (5) – А еще офицер!

– (6)  Есть литр спирту.  (7) Разделим пополам, отвези только, браток.   (8)  С фронта ведь еду, – попросил я.

– (9) Это другое дело, – уже иным тоном отозвался сержант, и мы поехали.

         (10) Минут через двадцать мы вынырнули из балки на пригорок, где стояли с детства знакомые мне Дворики, деревенька домов в тридцать.

        (11) Шофёр затормозил, мы вышли из машины и минуты три стояли не двигаясь. (12) Вдруг сержант толкнул меня локтем.  

– (13) Ты погляди-ка туда, старшой!

(14) За околицей деревни, куда-то в даль поля, двигалась толпа баб. (15) Низко наклоняясь, они шли путаным шагом, поддерживая на руках белое длинное бревно. (16) Далеко позади них тяжело, еле ноги передвигая, ступал высокий старик, одетый во все белое.

– (17) Куда это они ползут? – смятенно спросил шофер. (18) Я не знал, и тогда сообразил сам:

– (19) Пашут!..

(20) Да, они пахали: к бревну рушниками и обрывками веревок был прицеплен плуг, у поручня которого шёл парнишка лет тринадцати. (21) Метров за двадцать от меня бабы остановились, выпрямились, и я услыхал: (22) «Иваниха, да это ж твой!». (23) Бабы кинулись ко мне разом, и все до одной запричитали тягуче, смертно, одинаково. (24) И не разобрать, кто из них мать, и я обнимал их тоже всех разом.

(25) Потом подошел тот – белый старик. (26) Этот старик был дядя Тимофей. (27) На лямке он влачил борону. (28) Он отстранился от моих объятий, только сжал руку.

 (29) Подрулив к нам, шофёр молча, не взглянув ни на кого, отвязал от плуга бревно, ожесточенно швырнул его в сторону и, завязав на веревке петлю, накинул ее на крюк в задке своего «виллиса». (30) И бабы, и дядя Тимофей, и я стояли и гадали: что он задумал?

– (31) Чепляй, отец, борону к плугу! – глухо, с обидой на кого-то сказал он дяде Тимофею.

(32) Старик удивленно взглянул на меня, но я уже все понял.

– (33) Цепляй, дядя Тимофей! (34) Цепляй скорее…

(35) На пятьдесят седьмом круге «виллис» остановился. (36) Шофёр махнул рукой дяде Тимофею, дескать, всё, потом устало стал отвинчивать пробку бензинового бака.

– (37) А ну, давай твой спирт, – приказал он. (38) Я торопливо достал из чемодана заветный литр. (39) – Лей, –  твердо сказал шофёр и ткнул пальцем в воронку бензобака. (40) – Лей всё. (41) Доехать-то нужно.

(42)  Он уже  взялся за руль, когда я достал деньги и неуклюже, будто приготовил ему незаслуженную обиду, попросил:  (43) «Тогда вот возьми, пожалуйста». (44) «Чего-о? – знакомым мне тоном спросил шофёр. (45) – Тебе, брат, найдется тут для них дырка. (46) Спрячь и бывай здоров!»

(47) Машина снялась с места какими-то смешными рывками. (48) Утопая в свежей  пахоте, ко мне подошел дядя Тимофей и, взглянув на зажатые в моем кулаке деньги, с удивлением и восхищением одновременно шепотом спросил: (49)«Не взял? (50) Вот же живая душа!»

- Первый вопрос, который вы задаете детям после прочтения текста?
(О чем текст?)

- Опыт подтверждает: многие выпускники допускают ошибки в задании 22 – соответствие-несоответствие утверждений. Почему?
(Текст читают невнимательно)

- Предлагаете ли вы составить план текста, выявить слова-маркеры?

- Как называет шофера рассказчик?
(Живая душа)

- Назовите ключевое слово, определяющее смыл отрывка.
(помощь)

- С какими понятиями мы можем связать это существительное? (Бескорыстная)

- Какой человек способен на бескорыстную помощь?
(Человек бескорыстный, с щедрой душой)

- Появились ли слова-маркеры, позволяющие вплотную подойти к формулировке проблемы.

- А что такое проблема? (слайд)

(Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор)

- Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

- Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Почему?
(Автор идет от общего к частному, т.е. от абстрактных идей к художественному образу. Читатель же должен идти от частного к общему: на фоне изображения героев и их поступков он пытается понять, какие мысли хочет передать нам автор)

- Напомните, пожалуйста, алгоритм выявления проблемы художественного текста.
(Проанализировать поступки, отношения, речь героев. Определить, какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях. Определить, какие абстрактные существительные называют эти качества. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова)

- Какими способами мы имеем право формулировать проблему? (слайд)

(Проблема (чего?), вопрос, цитата из текста, ссылка на номера предложений)

- Каким образом, по вашему мнению, легче сформулировать проблему?
- Главное, чтобы не получилась формулировка с несколькими существительными в родительном падеже: ПРОБЛЕМА ДОНЕСЕНИЯ СМЫСЛА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ДО СЛУШАТЕЛЕЙ

- Группы участников будут действовать в соответствии с методом кооперативного обучения, т.е. работа будет направлена на решение общей задачи, но при этом ответственность за выполнение того или иного задания будет нести отдельная группа.

ЗАДАНИЕ 1: ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ (группа 1)

(1 группа проблему фиксирует, озвучивает)

- Теперь следует прокомментировать проблему текста. - Что такое комментарий? (слайд)

(Комментарий – оценка прочитанного, пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы)

- Каковы требования к комментарию в 2018-19 учебном году? (слайд)

(Сформулированная экзаменуемым проблема ПРОКОММЕНТИРОВАНА с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 
2-Х ПРИМЕРОВ- ИЛЛЮСТРАЦИЙ из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано ПОЯСНЕНИЕ к 2-м приведённым примерам. Выявлена СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ между ними.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста в комментарии нет)

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:

– Насколько актуально то, о чем пишет автор?
– На чем заостряет внимание?
– На каком материале автор раскрывает проблему?
– К каким выводам приводит читателя?

- Что есть пример-иллюстрация? Зачем эти иллюстрации? Что они подтверждают? (слайд)

(Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста.

Ответы учеников: это картинки; это одежда проблемы; зеркало, в котором проблема отражается)

- При написании комментария достаточно ли просто обрисовать ситуации, привести пример из текста?
(Нет, нужно пояснение)

- Что такое пояснение? (слайд)

(Пояснение – это интерпретация слов автора, сюжетной линии текста, оценка происходящего)

- Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, эмоциональную составляющую, т.е. проанализировать. По сути, это информация, подтверждающая наличие заявленной проблемы.

- Напомните, пожалуйста, типы информации (слайд 9)

(Типы информации:
Фактуальная (Кто? Что? Когда? КАК? Откуда?
Концептуальная (Зачем? Почему? В чем взаимосвязь?)
Подтекстовая (не обозначена словами, а только подразумевается))

- Какая информация нас должна интересовать?

(В комментарии нас интересует концептуальная информация. Мы берем факты из текста, но только затем, чтобы связать их с авторским видением проблемы)

- Если мы излагаем только факты из текста, во что превращается комментарий?
(В пересказ)

- Каким образом имеем право комментировать проблему? (слайд)

(Ссылка на номера предложений. Прямое цитирование. Косвенное цитирование. Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте)

- Так какая информация, содержащаяся в тексте, может подтвердить заявленную вами проблему?

ЗАДАНИЕ 2: ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1 (группа 2)

(2 группа пример предложений фиксирует, поясняет)

ЗАДАНИЕ 3: ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2 (группа 3)

(2 группа пример фиксирует, поясняет)

- Мы переходим к следующему этапу: устанавливаем смысловую связь. А каким образом это сделать? Во-первых четко знать типы смысловой связи. Напомните, пожалуйста типы смысловой связи (слайд).
(Противопоставление; сравнение, сопоставление; вывод, следствие; причина; уступка)

- Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами.

- Какие слова помогут установить связь?
(однако, почему, несмотря на, сопоставляя, приводит к выводу и т.д.)

- Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.

- Прошу представителя от каждой рабочей группы пройти за свободный стол, не забудьте свои записи. Ваша задача: установить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

ЗАДАНИЕ 4: СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ (представители групп)

- Пока наша сборная работает, обращаюсь к экспертам и задам вопросы, интересующие выпускников 2018-19 года.

- Обязательно ли вступление к сочинению?

- Аргумент и пояснение к нему – это один абзац или два?

- Оба аргумента с пояснениями к ним – это один абзац или два?

- Можно комментарий строиться так: аргумент 1, аргумент 2 и только после них общее пояснение.

- Литературный аргумент имеет место?

- Спасибо, уважаемые коллеги.

(выступление представителей групп)

- Итак, какова же структура комментария к проблеме? (слайд 10)

(ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1
ПОЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ
ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2
ПОЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА)

- Позвольте представить образец сочинения (проблема, комментарий) ученика 11 класса по данному тексту. Отмечу, что данный фрагмент не редактировался учителем (слайд).

(В чем истоки бескорыстной помощи людям? Именно над этим вопросом предлагает задуматься русский писатель, автор повестей и рассказов о войне Константин Дмитриевич Воробьев.
Раскрывая проблему, автор, устами одного из героев, повествует о времени, когда люди возвращались домой с фронта. Мы видим, как рассказчик обратился к шоферу-сержанту с просьбой подвезти до родной деревни, предложив «триста рублей за перегон в сорок километров». Водитель отказался, по-видимому, плата показалась ему недостойной. А вот на дополнительные «пол-литра спирта» он отреагировал иначе: «Это другое дело». На примере сержанта, шофера «виллиса», «судя по окраске, не нюхавшего войны» показан человек, который пытается нажиться на ситуации, человек, не понимающий, что значит для прошагавшего «пол-Европы», «полземли» солдата долгожданное возвращение домой.
Однако после того как автор переносит шофера на родину рассказчика и воочию сталкивает его с жизнью послевоенной деревни, недавний «рвач» преображается в человека, которому не чуждо чувство сострадания и понятие бескорыстной помощи: «Подрулив к нам, шофёр молча, не взглянув ни на кого, отвязал от плуга бревно, ожесточенно швырнул его в сторону и, завязав на веревке петлю, накинул ее на крюк в задке своего «виллиса». А «ценная валюта» (спирт) уже не награда, а горючее для «виллиса» да и только потому, что своего не хватило на обратную дорогу. И теперь этот человек в глазах окружающий – «живая душа»)


- В итоге хотелось бы отметить следующее: чтобы ребенок, оказавшись наедине с собой на экзамене, успешно справился с поставленной задачей, для начала нужны групповые занятия, нужны разные мысли, позиции, утверждения, чтобы сообща прийти к нужному результату, как гласит украинская пословица, «гуртом и батька легше бити».

- Уважаемые коллеги, благодарю за сотрудничество, приятно было с вами работать.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя