СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для преподавателей математики по теме «Формирование логического мышления студентов в учебном и внеучебном процессе в ходе изучения математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии развивающего обучения в предмете математика для СУЗов

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для преподавателей математики по теме «Формирование логического мышления студентов в учебном и внеучебном процессе в ходе изучения математики»»

Мастер-класс для преподавателей математики

по теме «Формирование логического мышления студентов в учебном и внеучебном процессе в ходе изучения математики»

(Технология развивающего обучения)

Ло́гика (др.-греч.) – «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» –наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. 

Высшим видом мышления по уровню развития является логическое и словесно-логическое мышление - тип мышления, который осуществляется с помощью логических операций с понятиями. Оно формируется на протяжении длительного возрастного периода (с 7 до 20 лет) в процессе усваивания различных понятий и логических операций в ходе опыта, обучения. Этот типа мышления совершенствуется на протяжении всей жизни.

Особенности словесно-логического мышления:

  1. Это мышление имеет дело с понятиями о явлениях и предметах, а не с самими явлениями или их образами.

  2. Оно протекает в умственном плане.

  3. Для него не обязательно опора на воспринимаемую ситуацию.

  4. Оно осуществляется по конкретным законам, строго следуя которым, возникают истинные выводы или правильные решения обсуждаемой проблемы, задачи.

Перейдем к более детальному описанию того, что представляет собой логическое мышление.

Логическое (аналитическое) мышление – это тип мыслительного процесса, во время которого используются готовые понятия и логические инструкции.

Как правило, основывается на трех признаках:

  1. Временный (длительность протекания процесса).

  2. Структурный (разделение на этапы).

  3. Уровень протекания (неосознанность или, наоборот, осознанность принятого решения).

То есть логическое мышление имеет четко выраженную структуру, этапы, конкретно представлено в человеческом сознании, а также оно развернуто во времени. Все эти особенности составляют основную часть логического мышления.
Источник: https://womanadvice.ru/logicheskoe-myshlenie

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л.С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Под развивающим обучением, по мнению В.В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Математика является одной из важнейших дисциплин, которая позволяет формировать логическое мышление.

Формирование логического мышления у студентов 1-го курса на учебных занятиях по дисциплине «Математика» происходит в учебном и внеучебном процессе в ходе самостоятельной работы, прежде всего через решение логических задач.

Кроме того, решение логических задач формирует интерес к дисциплине.

На учебных занятиях используются следующие формы:

-работа в командах (группах), при которой каждая команда дает задание для других команд. Оценивается умение сформулировать задание и ответить на задание;

-мини олимпиады по логике, когда учебная группа (класс) получает набор логических задач и индивидуально их решает;

-блиц по логическим задачам: найти с помощью имеющихся гаджетов наибольшее количество логических задач;

- заслушивание домашнего задания: привести примеры логических задач, имеющих интересную историю;

- рассматривание софизмов и анализ имеющихся противоречий: софизмы предлагаются преподавателем или студентами, как результат домашнего задания;

-онлайн-тесты по математике по логическим задачам https://metaschool.ru/test.php?subjectId=1&klass=10

Во внеучебной работе развитие логического мышления осуществляется в форме:

- участия студентов в дистанционных олимпиадах http://www.olimpus.org.ru/logika,

https://nic-snail.ru/ Участие в олимпиаде подтверждается сертификатом, студент получает оценку за дополнительную самостоятельную работу. Информация о студентах размещается на сайте колледжа;

- общеколледжная олимпиад логика для 1 курса. 1 тур проводится для всех групп по единым заданиям. Студенты, занявшие 1-3 места в каждой из групп, принимают участие во 2 туре. Дополнительно приглашаются студенты, набравшие большое количество баллов, но не занявшие призовое место (для сильных групп). Все участники 1 тура награждаются сертификатами участников. Таким образом, даже самые слабые студенты получают поощрение в форме сертификата.

Такая работа проводится систематически. Блиц и мини-олимпиада по логическим задачам зачастую проводится в конце учебного занятия.

По окончании мастер-класса преподавателям предлагается выполнить онлайн-тест по математике по логическим задачам https://metaschool.ru/test.php?subjectId=1&klass=10.