СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для РМО. Методическая разработка. Сочинение глазами эксперта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для РМО. Методическая разработка. Сочинение глазами эксперта»

Сочинение глазами эксперта ТОП-5 ошибок в сочинении ЕГЭ + примеры реальных сочинений ЕГЭ 2022 -2023 учебный год Е.А. Постникова, учитель русского языка и литературы МБОУЛ № 3 г. Светлограда

Сочинение глазами эксперта

ТОП-5 ошибок в сочинении ЕГЭ +

примеры реальных сочинений ЕГЭ

2022 -2023 учебный год

Е.А. Постникова,

учитель русского языка и литературы

МБОУЛ № 3 г. Светлограда

1 ошибка – работать над сочинением в неправильной последовательности Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом: 1 абзац: вступление + проблема 2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!) 3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно) 4 абзац: собственная позиция 5 абзац: обоснование собственной позиции 6 абзац: заключение Но так сочинение выглядит только для эксперта!  Пишем мы его  в другой последовательности , чтобы не нарушать логику и правильно вести мысль. NB! Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.

1 ошибка – работать над сочинением в неправильной последовательности

Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:

1 абзац: вступление + проблема

2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)

3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)

4 абзац: собственная позиция

5 абзац: обоснование собственной позиции

6 абзац: заключение

Но так сочинение выглядит только для эксперта!  Пишем мы его  в другой последовательности , чтобы не нарушать логику и правильно вести мысль.

NB!

Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.

Как следует работать над сочинением:   начинаем с  проблемы   обозначаем  авторскую позицию   иллюстрируем позицию (2 примера)))) в  комментарии  поясняем каждый пример анализируем смысловую связь между примерами формулируем  собственную позицию  обосновываем  собственную позицию пишем  заключение 1 2 3 4 5 6 7 Сравни с «Правильным» сценарием Только потом это мы оформляем по сценарию.

Как следует работать над сочинением:  

начинаем с  проблемы  

обозначаем  авторскую позицию  

иллюстрируем позицию (2 примера)))) в  комментарии

поясняем каждый пример

анализируем смысловую связь между примерами

формулируем  собственную позицию 

обосновываем  собственную позицию пишем  заключение

1

2

3

4

5

6

7

Сравни с «Правильным» сценарием

Только потом это мы оформляем по сценарию.

2 ошибка - неправильное обозначение проблемы 2.1. Подмена понятий Ученики и учителя часто   подменяют понятия 

2 ошибка - неправильное обозначение проблемы

2.1. Подмена понятий

Ученики и учителя часто   подменяют понятия  "тема"  (о чем говорится в тексте),  "идея"  (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и  "проблема"  (один из основных вопросов, который требует ответа).

В сочинениях мы часто видим проблему войны, материнства, добра и зла и так далее. Это не проблемы, это темы!

Проблемой может быть влияние войны на личность человека .

Помогут слова …… проблема

Понимания

Восприятия

Роли

Значения

Определения

Выражения

Осознания

Формирования

Проявления

Влияния

Как исправить ошибку?

2.2. Неумение формулировать проблему

2.2. Неумение формулировать проблему

"В тексте выдвигается проблема о значимости культуры для человека"

Намного лучше звучит: 

" А какую роль культура играет в жизни человека?"  

Поэтому я рекомендую  формулировать проблему именно вопросом . И соблюдать нормы русского языка при её формулировании, но об этом позже.

Звучит криво, согласитесь? Кстати, "выдвигается" шкаф , если он выдвижной :)

2.3. Неоправданное расширение проблемы Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор. Здесь ученик обозначил 4 проблемы . За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.  Проблема – это вопрос, авторская позиция - ответ  На каждый вопрос должен быть ответ.  1 сочинение – 1 ответ На 4 вопроса можно написать 4 сочинения. Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку .

2.3. Неоправданное расширение проблемы

Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор.

  • Здесь ученик обозначил 4 проблемы .
  • За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.

Проблема – это вопрос, авторская позиция - ответ

  • На каждый вопрос должен быть ответ.  1 сочинение – 1 ответ
  • На 4 вопроса можно написать 4 сочинения.
  • Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку .
3 ошибка - неправильное оформление  комментария 3.1. Деление комментария на абзацы Комментарий един Мы не пишем 2 комментария, мы пишем 2 примера-иллюстрации.  Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её Опишу случай : ученик делит комментарий на 2 абзаца, второй абзац начинает со слова

3 ошибка - неправильное оформление комментария

3.1. Деление комментария на абзацы

Комментарий един

Мы не пишем 2 комментария, мы пишем 2 примера-иллюстрации. 

Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её

Опишу случай : ученик делит комментарий на 2 абзаца, второй абзац начинает со слова "также", которое показывают продолжение мысли предыдущего абзаца, – эксперт на ЕГЭ засчитывает  логическую ошибку . Потому что так делать неправильно.

3.2 Примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме

"Свойкин подошел к конторке и подал выуженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки..."

Что иллюстрирует этот пример? Иллюстрирует ли что-то? Едва ли.

Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха . Часто ученики приводят цитаты из разряда " лишь бы привести". Если для школьного сочинения это ещё сойдет, то эксперт на экзамене не засчитает.

И будет прав

4 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обращусь к словарю))))) Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию. Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже. Общеизвестный факт Цитаты великих людей Биография великих людей Фильмы Сериалы Но самое красивое – это  аргумент из литературы ! ! ! Чем можно обосновать свою позицию)))))

4 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции

Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обращусь к словарю)))))

Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию.

Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.

  • Общеизвестный факт
  • Цитаты великих людей
  • Биография великих людей
  • Фильмы
  • Сериалы
  • Но самое красивое – это 

аргумент из литературы ! ! !

Чем можно обосновать свою позицию)))))

5 ошибка – готовиться некомплексно Готовиться только к сочинению – неправильный подход. Объясняю почему … Смотрим критерии сочинения: К7: Соблюдение орфографических норм К8: Соблюдение пунктуационных норм К9: Соблюдение грамматических норм К10: Соблюдение речевых норм  Столько критериев и баллов начисляются за грамотность! Грамотность – это не только про решение 1 части.   В 1 части мы применяем правила, исходя из тех ситуаций, которые нам даны.  Во 2 части нам нужно все эти правила помнить, комплексно понять и перенести на пустой лист бумаги .  Можно научить выпускника писать по структуре, а он потом в сочинении напишет «илюстрация» , «будующий», «с шестьсот рублями» )))))) 

5 ошибка – готовиться некомплексно

Готовиться только к сочинению – неправильный подход. Объясняю почему …

Смотрим критерии сочинения:

К7: Соблюдение орфографических норм

К8: Соблюдение пунктуационных норм

К9: Соблюдение грамматических норм

К10: Соблюдение речевых норм

Столько критериев и баллов начисляются за грамотность! Грамотность – это не только про решение 1 части.

В 1 части мы применяем правила, исходя из тех ситуаций, которые нам даны.

Во 2 части нам нужно все эти правила помнить, комплексно понять и перенести на пустой лист бумаги .

Можно научить выпускника писать по структуре, а он потом в сочинении напишет «илюстрация» , «будующий», «с шестьсот рублями» )))))) 

План написания идеального сочинения - Немногие ученики замечают, что ответ на вопрос

План написания идеального сочинения

- Немногие ученики замечают, что ответ на вопрос "Как писать сочинение ЕГЭ по русскому?" уже есть в формулировке экзаменационного задания:

"Напишите сочинение по прочитанному тексту (обязательна фамилия автора).

Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста.

Прокомментируйте  сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора  (рассказчика).  Выразите своё отношение  к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и  обоснуйте его..."

Поэтому заучивать план сочинения не нужно, ведь он у вас будет в КИМе!

Сценарий (план) сочинения  выглядит таким образом: 1 абзац: вступление + проблема 2 абзац: комментарий  (на абзацы не делить!) 3 абзац: авторская позиция  (1 предложения достаточно) 4 абзац: собственная позиция 5 абзац: обоснование собственной позиции  (примеры из литературы, сериалов, фильмов. Пример из жизни можно, если он очень хороший! Пустые размышления - нет) 6 абзац: заключение Идеальное сочинение состоит из 5-6 абзацев. 5 и 6 абзац можно объединить, если вам так больше нравится. Секрет написания сочинения в том, что мы его пишем не в последовательности этих пунктов! Все элементы взаимосвязаны, нужно собирать сочинение как пазл, работать над всеми аспектами сразу.

Сценарий (план) сочинения

выглядит таким образом:

1 абзац: вступление + проблема

2 абзац: комментарий  (на абзацы не делить!)

3 абзац: авторская позиция  (1 предложения достаточно)

4 абзац: собственная позиция

5 абзац: обоснование собственной позиции  (примеры из литературы, сериалов, фильмов. Пример из жизни можно, если он очень хороший! Пустые размышления - нет)

6 абзац: заключение

Идеальное сочинение состоит из 5-6 абзацев.

5 и 6 абзац можно объединить, если вам так больше нравится.

Секрет написания сочинения в том, что мы его пишем не в последовательности этих пунктов! Все элементы взаимосвязаны, нужно собирать сочинение как пазл, работать над всеми аспектами сразу.

3 взаимозависимые элемента в сочинении: Проблема  - вопрос Комментарий  - почему мы решили, что автор так считает? почему определенная нами проблема правильная? Авторская позиция - ответ

3 взаимозависимые элемента в сочинении:

Проблема  - вопрос

Комментарий  - почему мы решили, что автор так считает? почему определенная нами проблема правильная?

Авторская позиция - ответ

Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ  1. Самая серьезная ошибка – неправильное обозначение проблемы  Главная причина : подмена понятий 

Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ

1. Самая серьезная ошибка – неправильное обозначение проблемы

Главная причина : подмена понятий  "тема"  (о чем говорится в тексте),  "идея"  (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и  "проблема"  (один из основных вопросов, который требует ответа).

Типичная ошибка выпускников – подменить  "тему"  и  "проблему" .

Проблемы доброты нет, проблемы отцов и детей нет, проблемы войны нет... Это темы!

Как правильно определить проблему?

  • Проблема - вопрос , который волнует автора. Проблем в тексте несколько ! Нужно сформулировать ОДНУ из проблем в тексте.
  • После первого прочтения не нужно сразу браться за формулирование проблемы. Нужно подумать :

А при чем здесь я?

Почему мне дали этот текст?

Чему я тут могу научиться?

Что хочет донести до меня автор?

  • Только после таких размышлений ты сможешь найти правильную проблему в тексте.
Существует несколько способов формулирования проблемы Самый удачный, по моему мнению, - формулирование вопросом. Сравним: 1. Именно проблему музыки в жизни человека ставит автор. 2. Какую роль музыка играет в жизни человека? Именно такую проблему ставит автор.  Второй тип звучит красивее и четче.  Экспертам ЕГЭ приятно читать работы  логичные, красиво звучащие. лайфхак Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2023. СТР. 547 – выписываем слова-помощники для формулирования проблемы

Существует несколько способов формулирования проблемы

Самый удачный, по моему мнению, - формулирование вопросом.

Сравним:

1. Именно проблему музыки в жизни человека ставит автор.

2. Какую роль музыка играет в жизни человека? Именно такую проблему ставит автор.

Второй тип звучит красивее и четче. Экспертам ЕГЭ приятно читать работы логичные, красиво звучащие.

лайфхак

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2023.

СТР. 547 – выписываем слова-помощники для формулирования проблемы

Важности Отличия Взаимоотношения Отношения к Взаимопонимания Оценки Взаимосвязи Влияния Памяти о … (ВОв) Возможности Победа над Поиска Восприятия Понимания Выявление причины Достижения (цели) Появления замысла Права Значения Преодоления Значимости Признание Использования Причины Наличия Неудовлетворенности Проявления Ограниченности Роли Определения Сложности Осознания Сокращения Сущности Формирования + Р.п .

Важности

Отличия

Взаимоотношения

Отношения к

Взаимопонимания

Оценки

Взаимосвязи

Влияния

Памяти о … (ВОв)

Возможности

Победа над

Поиска

Восприятия

Понимания

Выявление причины

Достижения (цели)

Появления замысла

Права

Значения

Преодоления

Значимости

Признание

Использования

Причины

Наличия

Неудовлетворенности

Проявления

Ограниченности

Роли

Определения

Сложности

Осознания

Сокращения

Сущности

Формирования

+ Р.п .

Если проблема – это вопрос. Должен ли быть ответ?  Должен, это и есть  авторская позиция .  Она должна быть четкой, в одно предложение! Объясняем эту позицию мы в комментарии .  Чаще всего формулируем её цитатой, но… В цитате должна быть смысловая нагрузка ! В ней должна четко прослеживаться авторская позиция, не притягиваем её за уши.

Если проблема – это вопрос. Должен ли быть ответ?

Должен, это и есть  авторская позиция .

Она должна быть четкой, в одно предложение! Объясняем эту позицию мы в комментарии .

Чаще всего формулируем её цитатой, но…

В цитате должна быть смысловая нагрузка ! В ней должна четко прослеживаться авторская позиция, не притягиваем её за уши.

2 . Самая популярная ошибка – неправильное оформление комментария Главная причина:   примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме Комментарий состоит из: в комментарии нет аргументов и нет вывода Есть иллюстрация, есть пояснение и есть связь 1) Двух примеров-иллюстраций  - две цитаты из текста, которые помогают понять авторскую позицию. 2) 2 предложения (элементы предложения) , которые помогают понять, для чего, по нашему мнению, автор использует именно эти 2 иллюстрации, которые мы выбрали. Это пояснение. 3) Связь между примерами-иллюстрациями  - элемент комментария, который обозначает: противопоставлены ли примеры или дополняют друг друга.

2 . Самая популярная ошибка – неправильное оформление комментария

Главная причина:  

примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме

Комментарий состоит из: в комментарии нет аргументов и нет вывода

Есть иллюстрация, есть пояснение и есть связь

1) Двух примеров-иллюстраций  - две цитаты из текста, которые помогают понять авторскую позицию.

2) 2 предложения (элементы предложения) , которые помогают понять, для чего, по нашему мнению, автор использует именно эти 2 иллюстрации, которые мы выбрали. Это пояснение.

3) Связь между примерами-иллюстрациями  - элемент комментария, который обозначает: противопоставлены ли примеры или дополняют друг друга.

Смысловая связь между примерами: способы смысловой связи между примерами-иллюстрациями Смысловые отношения Типовые конструкции Противопоставление Противопоставляя примеры (героев), автор доказывает … Сравнение, сопоставление Сравнивая примеры (точки зрения, мнения, убеждения, жизненные принципы, героев), мы понимаем, что … Причина Что стало причиной таких событий (поступков героев)? Об этом автор пишет так: … Следствие, вывод Эти рассуждения приводят автора к выводу о том, что … Уступка Несмотря на убежденность всех в правильности…, герой (автор) думает иначе …

Смысловая связь между примерами:

способы смысловой связи между примерами-иллюстрациями

Смысловые отношения

Типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя примеры (героев), автор доказывает …

Сравнение, сопоставление

Сравнивая примеры (точки зрения, мнения, убеждения, жизненные принципы, героев), мы понимаем, что …

Причина

Что стало причиной таких событий (поступков героев)? Об этом автор пишет так: …

Следствие, вывод

Эти рассуждения приводят автора к выводу о том, что …

Уступка

Несмотря на убежденность всех в правильности…, герой (автор) думает иначе …

Техника проверки логики в сочинении

Техника проверки логики в сочинении

"ЖизнеутверЖдающая техника: полная Ж"

А есть хороший способ проверить логику сочинения?

Да, конечно))) сейчас расскажу)))

ВНИМАНИЕ НА СХЕМУ )))

Такой схемы ты точно не видел :) Суть в том, что нужно сопоставить элементы сочинения друг с другом: Есть проблема. Проблема - это вопрос. Авторская позиция – это ответ на вопрос. Они не должны противоречить друг другу Если в начале мы обозначили тему, то в заключении должны эту тему подытожить Есть своя позиция и есть её обоснование. Обоснование должно доказывать свою позицию. Это логично :)  Таким образом, у нас получается 3 диагонали. Получается буква Ж. Она становится полной, если каждый из элементов сопоставлен друг с другом.   После такой проверки критерий логичности точно будет на максимум баллов.

Такой схемы ты точно не видел :)

Суть в том, что нужно сопоставить элементы сочинения друг с другом:

Есть проблема. Проблема - это вопрос. Авторская позиция – это ответ на вопрос. Они не должны противоречить друг другу

Если в начале мы обозначили тему, то в заключении должны эту тему подытожить

Есть своя позиция и есть её обоснование. Обоснование должно доказывать свою позицию.

Это логично :)

Таким образом, у нас получается 3 диагонали. Получается буква Ж. Она становится полной, если каждый из элементов сопоставлен друг с другом.

После такой проверки критерий логичности точно будет на максимум баллов.

1 Вопрос № 1:  Что такое фанфик?

1

Вопрос № 1: Что такое фанфик?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!