Сочинение глазами эксперта
ТОП-5 ошибок в сочинении ЕГЭ +
примеры реальных сочинений ЕГЭ
2022 -2023 учебный год
Е.А. Постникова,
учитель русского языка и литературы
МБОУЛ № 3 г. Светлограда
1 ошибка – работать над сочинением в неправильной последовательности
Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:
1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)
3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)
4 абзац: собственная позиция
5 абзац: обоснование собственной позиции
6 абзац: заключение
Но так сочинение выглядит только для эксперта! Пишем мы его в другой последовательности , чтобы не нарушать логику и правильно вести мысль.
NB!
Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.
Как следует работать над сочинением:
начинаем с проблемы
обозначаем авторскую позицию
иллюстрируем позицию (2 примера)))) в комментарии
поясняем каждый пример
анализируем смысловую связь между примерами
формулируем собственную позицию
обосновываем собственную позицию пишем заключение
1
2
3
4
5
6
7
Сравни с «Правильным» сценарием
Только потом это мы оформляем по сценарию.
2 ошибка - неправильное обозначение проблемы
2.1. Подмена понятий
Ученики и учителя часто подменяют понятия "тема" (о чем говорится в тексте), "идея" (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и "проблема" (один из основных вопросов, который требует ответа).
В сочинениях мы часто видим проблему войны, материнства, добра и зла и так далее. Это не проблемы, это темы!
Проблемой может быть влияние войны на личность человека .
Помогут слова …… проблема …
Понимания
Восприятия
Роли
Значения
Определения
Выражения
Осознания
Формирования
Проявления
Влияния
Как исправить ошибку?
2.2. Неумение формулировать проблему
"В тексте выдвигается проблема о значимости культуры для человека"
Намного лучше звучит:
" А какую роль культура играет в жизни человека?"
Поэтому я рекомендую формулировать проблему именно вопросом . И соблюдать нормы русского языка при её формулировании, но об этом позже.
Звучит криво, согласитесь? Кстати, "выдвигается" шкаф , если он выдвижной :)
2.3. Неоправданное расширение проблемы
Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор.
- Здесь ученик обозначил 4 проблемы .
- За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.
Проблема – это вопрос, авторская позиция - ответ
- На каждый вопрос должен быть ответ. 1 сочинение – 1 ответ
- На 4 вопроса можно написать 4 сочинения.
- Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку .
3 ошибка - неправильное оформление комментария
3.1. Деление комментария на абзацы
Комментарий един
Мы не пишем 2 комментария, мы пишем 2 примера-иллюстрации.
Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её
Опишу случай : ученик делит комментарий на 2 абзаца, второй абзац начинает со слова "также", которое показывают продолжение мысли предыдущего абзаца, – эксперт на ЕГЭ засчитывает логическую ошибку . Потому что так делать неправильно.
3.2 Примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме
"Свойкин подошел к конторке и подал выуженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки..."
Что иллюстрирует этот пример? Иллюстрирует ли что-то? Едва ли.
Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха . Часто ученики приводят цитаты из разряда " лишь бы привести". Если для школьного сочинения это ещё сойдет, то эксперт на экзамене не засчитает.
И будет прав
4 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции
Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обращусь к словарю)))))
Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию.
Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.
- Общеизвестный факт
- Цитаты великих людей
- Биография великих людей
- Фильмы
- Сериалы
- Но самое красивое – это
аргумент из литературы ! ! !
Чем можно обосновать свою позицию)))))
5 ошибка – готовиться некомплексно
Готовиться только к сочинению – неправильный подход. Объясняю почему …
Смотрим критерии сочинения:
К7: Соблюдение орфографических норм
К8: Соблюдение пунктуационных норм
К9: Соблюдение грамматических норм
К10: Соблюдение речевых норм
Столько критериев и баллов начисляются за грамотность! Грамотность – это не только про решение 1 части.
В 1 части мы применяем правила, исходя из тех ситуаций, которые нам даны.
Во 2 части нам нужно все эти правила помнить, комплексно понять и перенести на пустой лист бумаги .
Можно научить выпускника писать по структуре, а он потом в сочинении напишет «илюстрация» , «будующий», «с шестьсот рублями» ))))))
План написания идеального сочинения
- Немногие ученики замечают, что ответ на вопрос "Как писать сочинение ЕГЭ по русскому?" уже есть в формулировке экзаменационного задания:
"Напишите сочинение по прочитанному тексту (обязательна фамилия автора).
Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его..."
Поэтому заучивать план сочинения не нужно, ведь он у вас будет в КИМе!
Сценарий (план) сочинения
выглядит таким образом:
1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)
3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)
4 абзац: собственная позиция
5 абзац: обоснование собственной позиции (примеры из литературы, сериалов, фильмов. Пример из жизни можно, если он очень хороший! Пустые размышления - нет)
6 абзац: заключение
Идеальное сочинение состоит из 5-6 абзацев.
5 и 6 абзац можно объединить, если вам так больше нравится.
Секрет написания сочинения в том, что мы его пишем не в последовательности этих пунктов! Все элементы взаимосвязаны, нужно собирать сочинение как пазл, работать над всеми аспектами сразу.
3 взаимозависимые элемента в сочинении:
Проблема - вопрос
Комментарий - почему мы решили, что автор так считает? почему определенная нами проблема правильная?
Авторская позиция - ответ
Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ
1. Самая серьезная ошибка – неправильное обозначение проблемы
Главная причина : подмена понятий "тема" (о чем говорится в тексте), "идея" (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и "проблема" (один из основных вопросов, который требует ответа).
Типичная ошибка выпускников – подменить "тему" и "проблему" .
Проблемы доброты нет, проблемы отцов и детей нет, проблемы войны нет... Это темы!
Как правильно определить проблему?
- Проблема - вопрос , который волнует автора. Проблем в тексте несколько ! Нужно сформулировать ОДНУ из проблем в тексте.
- После первого прочтения не нужно сразу браться за формулирование проблемы. Нужно подумать :
А при чем здесь я?
Почему мне дали этот текст?
Чему я тут могу научиться?
Что хочет донести до меня автор?
- Только после таких размышлений ты сможешь найти правильную проблему в тексте.
Существует несколько способов формулирования проблемы
Самый удачный, по моему мнению, - формулирование вопросом.
Сравним:
1. Именно проблему музыки в жизни человека ставит автор.
2. Какую роль музыка играет в жизни человека? Именно такую проблему ставит автор.
Второй тип звучит красивее и четче. Экспертам ЕГЭ приятно читать работы логичные, красиво звучащие.
лайфхак
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2023.
СТР. 547 – выписываем слова-помощники для формулирования проблемы
Важности
Отличия
Взаимоотношения
Отношения к
Взаимопонимания
Оценки
Взаимосвязи
Влияния
Памяти о … (ВОв)
Возможности
Победа над
Поиска
Восприятия
Понимания
Выявление причины
Достижения (цели)
Появления замысла
Права
Значения
Преодоления
Значимости
Признание
Использования
Причины
Наличия
Неудовлетворенности
Проявления
Ограниченности
Роли
Определения
Сложности
Осознания
Сокращения
Сущности
Формирования
+ Р.п .
Если проблема – это вопрос. Должен ли быть ответ?
Должен, это и есть авторская позиция .
Она должна быть четкой, в одно предложение! Объясняем эту позицию мы в комментарии .
Чаще всего формулируем её цитатой, но…
В цитате должна быть смысловая нагрузка ! В ней должна четко прослеживаться авторская позиция, не притягиваем её за уши.
2 . Самая популярная ошибка – неправильное оформление комментария
Главная причина:
примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме
Комментарий состоит из: в комментарии нет аргументов и нет вывода
Есть иллюстрация, есть пояснение и есть связь
1) Двух примеров-иллюстраций - две цитаты из текста, которые помогают понять авторскую позицию.
2) 2 предложения (элементы предложения) , которые помогают понять, для чего, по нашему мнению, автор использует именно эти 2 иллюстрации, которые мы выбрали. Это пояснение.
3) Связь между примерами-иллюстрациями - элемент комментария, который обозначает: противопоставлены ли примеры или дополняют друг друга.
Смысловая связь между примерами:
способы смысловой связи между примерами-иллюстрациями
Смысловые отношения
Типовые конструкции
Противопоставление
Противопоставляя примеры (героев), автор доказывает …
Сравнение, сопоставление
Сравнивая примеры (точки зрения, мнения, убеждения, жизненные принципы, героев), мы понимаем, что …
Причина
Что стало причиной таких событий (поступков героев)? Об этом автор пишет так: …
Следствие, вывод
Эти рассуждения приводят автора к выводу о том, что …
Уступка
Несмотря на убежденность всех в правильности…, герой (автор) думает иначе …
Техника проверки логики в сочинении
"ЖизнеутверЖдающая техника: полная Ж"
А есть хороший способ проверить логику сочинения?
Да, конечно))) сейчас расскажу)))
ВНИМАНИЕ НА СХЕМУ )))
Такой схемы ты точно не видел :)
Суть в том, что нужно сопоставить элементы сочинения друг с другом:
Есть проблема. Проблема - это вопрос. Авторская позиция – это ответ на вопрос. Они не должны противоречить друг другу
Если в начале мы обозначили тему, то в заключении должны эту тему подытожить
Есть своя позиция и есть её обоснование. Обоснование должно доказывать свою позицию.
Это логично :)
Таким образом, у нас получается 3 диагонали. Получается буква Ж. Она становится полной, если каждый из элементов сопоставлен друг с другом.
После такой проверки критерий логичности точно будет на максимум баллов.
1
Вопрос № 1: Что такое фанфик?