«Развитие речевого дыхания»
(мастер-класс для родителей)
Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого и неречевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха.
Задачи:
Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.
Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.
Мотивировать родителей к занятиям с ребенком.
План мастер-класса:
Теоретическая часть.
Что такое речевое дыхание?
Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.
Практическая часть.
Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания.
Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.
Добрый вечер уважаемые родители!
Дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как именно мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания. Недостаток кислорода в тканях ухудшает их состояние, замедляются внутренние процессы и наш организм утрачивает силы, быстрее утомляется, стареет и не может противостоять различным вирусам и инфекциям, которые поражают его гораздо чаще, чем здоровый.
Дыхание подразделяют на речевое и неречевое. В данный момент мы с ребятами отрабатываем и тот и другой вид дыхания. Ведь, наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный выдох. Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Практически в каждое логопедическое занятие включаются элементы на формирование как неречевого так и речевого выдоха. Потому что, недостаточно развитое дыхание детей ведёт к тихой, еле слышимой речи, необходимости вдоха в середине простой короткой фразы или даже слова, речь звучит то громко, то тихо. Иногда укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Сегодня я хочу продемонстрировать вам несколько упражнений, которые использую на занятиях для того, чтобы и дома вы тоже выполнять дыхательную гимнастику.
Для начала несколько правил:
- Перед выдохом ребенок делает вдох через нос, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
- Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой. Щеки не надувать (можно придерживать щеки руками). Плечи не поднимать. И вообще, не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
- во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух;
- выдох должен быть длинным, экономичным и плавным, губы лучше немного округлить (вытянуть). Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
- следить за точностью направления воздушной струи;
- после выдоха, перед новым вдохом, сделать остановку на 2 – 3 с.
Примеры упражнений:
1) Ныряльщики
2) Дровосек
3) Зоопарк
И т.д.
Для того, чтобы дыхательная гимнастика была не только полезна для организма детей, но и увлекательна мы используем различные (атрибуты) например: вертушки, мыльные пузыри, помпошки, пёрышки, шарики и сейчас я предлагаю вам поиграть:
1) Пузыри и вертушки
1) Футбол со зверями + колобок
2) Волшебный сундучок
3) Сдуй снежинку, прокати снежок
4) Волшебный сундучок.