«Мастер-класс для родителей», как одна из эффективных форм работы с семьей при изучении английского языка в начальной школе
Ефименко Ольга Андреевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 31»
г.Тольятти
Новый Закон «Об образовании» нацеливает педагогов на активное взаимодействие с родителями, поэтому учителю необходимо научиться выстраивать диалог с родителями, доносить значимость сопричастности семьи к событиям, которые проживает ребенок в школьном коллективе.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение иностранному языку, которое развивает иноязычную коммуникативную компетентность, позволяет достичь более высоких личностных и межпредметных результатов обучения.
В переходный период, который переживает система школьного образования, необходимо создать условия для обеспечения открытости и доступности образовательной системы для родителей, обеспечить поддержку семье в обучении детей, участие родителей в образовательной деятельности школы, класса.
Введение новых подходов в образовании предполагает реализацию каждой образовательной организацией новых образовательных программ с использованием современных педагогических технологий, с которыми необходимо знакомить родителей.
В дорожную карту апробации ФГОС были внесены разнообразные формы работы с семьей по шести направлениям:
Массовые совместные мероприятия педагогов и родителей:
II. Массовые совместные мероприятии педагогов, родителей и учеников:
III. Наглядно-информационные мероприятия:
IV. Информационно-аналитическая работа:
V. Индивидуальные формы общения.
VI. Формы обратной связи с родителями:
Рассмотрим I форму работы с семьей, которая включает в себя следующие мероприятия: мастер-класс, круглый стол, консультпункт для родителей, заочная призовая викторина для родителей, интерактивная выставка, родительская конференция, семейный клуб.
В моей практике уже несколько лет присутствует организация массовых совместных мероприятий с родителями – «Мастер-класс для родителей». Данная форма актуальна для учащихся, которые только знакомятся с новым предметом – английским языком. Одной из проблем, с которой сталкиваются родители учащихся – это помощь в выполнении домашнего задания, т.к. задания в учебнике представлены на иностранном языке. Для родителей, особенно тех, которые не изучали предложенный иностранный язык, проблема превращается в «катастрофу». И здесь на помощь должен прийти учитель-предметник, который покажет структуру урока, объяснит требования к данной дисциплине, научит пользоваться предложенным материалом. Для создания «атмосферы успеха» у учащегося при изучении иностранного языка, организуются мастер-классы, такие как «Рядом с ребенком», «Учимся читать вместе» и другие. На мастер-класс приглашаются родители одного класса, с которыми проводится занятие по одному интересующему вопросу. Например, мастер-класс «Ведение иностранного словаря». Младшие школьники проявляют большой интерес к ведению таких словарей, которые включают в себя следующие разделы: слово, транскрипция, перевод, форма (рисунок) и описание. Сложности вызывает графа «описание», которую ученик самостоятельно оформляет, описывает лексическую единицу, подбирая к данному слову на иностранном языке антонимы и синонимы. Здесь необходимо учителю показать работу со словарем, чтобы родитель мог направить своего ребенка на правильное выполнение предложенного задания, тем самым обеспечив состояние успеха в учебе и благотворное развитие личности школьника. Таким образом, в организации данного мероприятия учитель должен уметь передать способ деятельности, а не просто сообщить информацию.
Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Идеальная цель – это полноценный человек, культурная личность. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с обучающимися своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и обучающиеся будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.
При слаженной работе учителя и родительского сообщества школьная жизнь ребенка будет насыщенной и разнообразной, будет формироваться умение публичного выступления, развиваться активная социальная позиция, возрастет интерес к изучению иностранного языка.
Литература
Шишкова И.А., Вербовская М.П. Давай говорить по –английски! / Под. ред. Н.А. Бонк. Учебник. _ М.: Изд. дом ОНИКС, 2010. – 192с.
Шкляева А.С. К вопросу об использовании проблемного подхода в обучении иностранным языкам на начальном этапе // Иностр. яз. в школе. – 2011. №1. – С.40-42
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М.: Филоматис, 2011