Мастер-класс для родителей «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»
Научные понятия не усваиваются и
не заучиваются ребенком, не берутся
памятью, а возникают и складываются
с помощью напряжения всей активности»
Л.С. Выготский.
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.
Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии. Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать. Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю». Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.
Логическими блоками Дьенеша называют пособие которое состоит из 48 геометрических фигур, различающихся между собой четырьмя свойствами.
а) Формой (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) Цветом (красные, синие и желтые фигуры);
в) Размером (большие и маленькие фигуры);
г) Толщиной (толстые и тонкие фигуры).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). И карточки с отрицанием свойств, например, не красный.
В ходе решения этих логических заданий ребенок выявляет в блоках Дьенеша разнообразные свойства - (форму, размер, цвет, толщину), учится называть их, обозначать словом их отсутствие, удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение зашифровывать эти свойства, то есть кодировать информацию.
Таким образом, блоки Дьенеша позволяют развивать у детей не только наглядно-образное, но и схематическое мышление, а карточки с отрицанием свойств дают возможность развиваться мышлению словесно-логическому.
На первом этапе происходит знакомство с блоками, со свойствами логических блоков Дьенеша с помощью следующих заданий: найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине); найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные); назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
Существует целый спектр альбомов и пособий к Блокам Дьенеша, позволяющих заниматься с этой развивающей игрушкой, раздвигая возрастные рамки детей.
Использование сюжетных картинок игрового набора Блоки Дьенеша, по которым ребёнок может выстраивать знакомые ему образы, например, машинки, ракеты, слона, снеговичка и многих других, позволяет не только научить малыша сопоставлять подобное с подобным, но и конструировать вместе с ребёнком, развивать его образное восприятие и создавая целые картины из разноцветных геометрических фигур.
Я бы сказала так: логические блоки Дьенеша – это интеллектуальное путешествие Вашего ребёнка.
И предлагаю вам отправиться в удивительный мир блоков. Мы будем выполнять упражнения отгадывая загадки из сказок.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Нужно помочь найти дорогу до домиков поросятам.
Игра «Выложи дорожку»
Наше путешествие продолжается.
Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди.) Кто же помог героям сказки гуси-лебеди? Печка, попросила отведать пирожков. А взять пирожки мы можем, прочитав схему.
Домик выстроен в лесу.
Мышку он вместил, лису,
и лягушку, зайку, волка.
А медведь пришёл без толку –
Мишка в домик влезть не смог –
развалился … («Теремок»). Что случилось в конце сказки? Мы помогли героям и построили для них отдельные дома и вот блоки пришли к ним в гости.
Игра «Рассели жильцов»
Молодцы, старались, устали. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Кот и мыши» ….
Я сегодня вам показала только часть того, что умеют делать наши дети. Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес.
Рефлексия: Какие трудности вы испытали, выполняя задания? А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.