Мастер-класс для социальных педагогов
«Сохранение кровной семьи»
Слайд 1
Видео
Сегодня мы поговорим о семьях, в которых царит неблагополучие, о семьях в которых родителям алкогольные напитки превыше собственных детей
Слайд 2
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения.
Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье.
Каждая школа в начале учебного года составляет социальный паспорт школы исходя из социального паспорта класса и семьи. Мы хотим вам представить часть социальной структуры школы 8. (СЛАЙД 3)
В 2017-2018 учебном году в школе 8 обучается 1024 человека. На слайде мы видим, что в школе имеются семья из малообеспеченных семей это 25%, дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей это 1%, дети из семей находящейся в СОП -1%.
Мы сравнили количество семей находящейся в СОП за три последних года. Мониторинг показал, что количество семей изменилось незначительно (допустим менялись семьи, а количество осталось таким же)
Проведя анализ возрастной категории детей из семей находящейся в СОП и мы увидели, что большая часть составляют дети начальной школы (СЛАЙД 4)
Начальная школа - 57%
Основная школа - 43%
А возраст родителей преобладает до 35 (СЛАЙД 5)
До 30 лет- 14% До 35 лет- 43% До 45 лет- 43%
Как вы думаете, с чем это связано? (Мы полагаем, что это родители, воспитанные в 90-е, когда их родителям некогда было заниматься своими детьми, эти те дети – которые став родителями не могут предложить семейных традиций, правил, ценностей в воспитании уже своего ребенка)
Работа школы по сохранению кровной семьи (Слайд №7)
Анализируя количественные составляющие детского сиротства, нельзя не отметить, что растет число детей, оставшихся сиротами при живых родителях (социальное сиротство). Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. Показательным является то, что в детей, оставшихся сиротами (смерть родителей), значительно меньше количества детей, чьи родители устранились от воспитания своих детей.
Нет необходимости доказывать, что воспитание ребенка в семье является наиболее предпочтительным способом, обеспечивающим правильное формирование личности, приобщение ее к социуму.
Главное право ребенка – это право на семью. Сохранение семьи при всех недостатках родителей: моральных, материальных – задача, требующая решение.
Поэтому наша школа ставит ключевой целью в работе с семьей – сохранение кровной семьи для ребенка посредством реализации комплекса профилактических и реабилитационных мероприятий межведомственного характера.
При работе с семьей находящейся в СОП должны взаимодействовать все структуры города. Вы их видите на слайде.
Мы стараемся привлечь детей из семей находящейся в СОП к дополнительным занятиям, как в городе, так и в школе (работа со слайдом)
В летнее время занятость детей тоже организована. (работа со слайдом)
Наиболее эффективные и распространенные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. Назовите их, чем они эффективны, что они дают.
Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию.
Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку.
Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье, в школе, между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ребенок - ребенок.
Метод социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов и групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки.
Метод информирования в социальной работе – самый распространенный. Его назначение состоит в передаче человеку актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, медицинского, нравственно – эстетического, психолого – педагогического, социально – бытового характера
Консультирование. Это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Если у самого социального педагога не хватает квалификации ответить на все вопросы, он должен посоветовать человеку, куда можно обратиться и получить необходимую консультацию.
Метод убеждения. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать — значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, опираясь на внушение, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением. Убеждение может проходить в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, диспута, примера, внушения. Сильнодействующий метод убеждения - пример. Пример может быть реализован через рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности. Возможности этого метода велики: с его помощью можно иллюстрировать, конкретизировать проблему, связывать теорию с практикой, имеющимся опытом.
Убеждать - значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует выполнять ряд условий:
- показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;
- ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом, не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;
-вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;
Метод внушения. Состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью изменения их мнения, установок и отношений. Усиливают эффект внушения использование определенного эмоционального фона. Внушение имеет эмоционально-волевую окраску и основывается на доверии.
Метод побуждения. Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального педагога с семьей выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.
Инструктирование: наиболее мягкий метод организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий человека, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование). Наиболее широко применяется инструктирование по профилактике детского травматизма, в летний период «Соблюдение мер предосторожности на водных объектах», «Предотвращение несчастных случаев на водных объектах», в зимний период инструктирование по технике пожарной безопасности. Раздаются наглядные методические пособия, буклеты. Подписываются инструктажи
- Воспитательные мероприятия могут включать организацию в семье трудовой деятельности, семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Рождество и пр.), семейного чтения. (Мероприятия: «Детство без слёз», «Какой я родитель?», «Лучик солнца - доброта», «Здоровье детей – забота родителей»).
- Проводятся «круглые столы», которые раскрывают значение семьи в формировании личности ребенка, учат взглянуть на семью глазами ребенка, проблемы здоровья детей, общения родителей и детей, непослушание ребенка, проблемы «дети и деньги», беспокойных подростков и другие, предлагают способы перехода от противостояния к сотрудничеству родителей и детей.
Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.).
Но в нашей практике есть и положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. (приведу пример)
Семья неполная, состоит из трёх человек: мать, сожитель (биологический отец ребёнка, в свидетельстве о рождении не числится), несовершеннолетний 8 лет. Мать самоустраняется от выполнения родительских обязанностей, совместно с сожителем употребляли спиртные напитки, трудового стажа не имеют, мать не приспособлена вести домашнее хозяйство, в квартире часто бывает грязно, беспорядок. Воспитанием ребёнка не занималась, должным образом не ухаживала за ними, продукты питания в недостаточном количестве, постельные принадлежности отсутствуют, несовершеннолетний ходил в грязных вещах. В связи с чем, ребёнок стал отставать в своём развитии, стал склонен к простудным заболеваниям. Для ребёнка существовала угроза для жизни и здоровья. Ребёнок от матери получал недостаточное педагогическое воздействие, так как мать малограмотна, навыки самообслуживания в семье не привиты. Несовершеннолетний по причине болезни долгое время не посещал образовательное учреждение.
Семья поставлена на учет, как семья, находящаяся в социально опасном положении.
Нами проводились следующие мероприятия:
- индивидуальные профилактические консультации по любой проблеме, как в школе, так и на дому;
- применялись такие методы работы, как метод убеждения, внушения, метод консультирования, метод социального патронажа;
- неоднократное оказание материальной помощи б/у вещами;
- длительное время семья подготавливалась к добровольному лечению от алкогольной зависимости. Неоднократно применялись методы внушения, убеждения, приводились примеры из опыта семей, прекративших употребление спиртного. В итоге, было оказано содействие в избавлении от алкогольной зависимости матери.
- проводились мероприятия, направленные на формирование мотивации к работе, учёбе.
После проведения реабилитационных мероприятий с семьей микроклимат в семье улучшился, мама прошла курс лечения от алкогольной зависимости, стала больше уделять внимания воспитанию, содержанию, обучению ребёнка. Улучшены санитарно-гигиенические условия проживания несовершеннолетнего. Мать и сожитель начали подрабатывать
Результат: работа с данной семьей продолжается, хотя значительно улучшилась обстановка в семье и ее можно будет снимать с банка данных семей, находящихся в социально опасном положении с положительной динамикой.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Этапы работы социального педагога с семьями НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОП в условиях школы:

Индивидуальная Межведомственная Профилактическая Работа
В школе имеется документация при работе с семьями находящейся в СОП
Положение о порядке выявления семей, находящихся в находящейся в СОП, постановке на внутришкольный учёт и снятия их с учета.
Личное дело на семью у социального педагога
Индивидуальный план работы с семьей.
Акт обследования жилищно-бытовых условий
Протоколы заседания Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Дневник индивидуальной профилактической работы с семьёй у классного руководителя. Дневник наблюдения нам представит классный руководитель 8в класса Камалова Рузиля Мухаматовна.
Алгоритм действий при работе с семьями находящимися в СОП
Выявление детей, находящихся в социально опасном положении
Индивидуальные беседы с учащимся об особенностях социальной среды
Посещение семьи с целью выявления семейного неблагополучия
Сообщение в КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав)
Постановка семьи на учёт
Составление индивидуального плана работы с учащимся и семьёй, наблюдение за ребёнком и семьёй
В случае невыполнения требований родителями и продолжение угрозы жизни и здоровью ребёнка в семье, происходит изъятие ребёнка из семьи.
Результатом работы является то, что мы реже участвуем в судах по вопросу лишения родительских прав, что количество семей находящейся в СОП становиться меньше, что мы их стараемся выявить на ранних этапах и предотвратить постановку на учет.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении мы систематизировали и отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, мы считаем, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, поддержка, социальный патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи, метод преодоления конфликта, консультирование, метод формирования жизненных установок
А также мы поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.