Болдышева Марина Петровна,
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «Трещинская СОШ»
МАСТЕР-КЛАСС
«Формирование навыков функционального чтения
при решении текстовых задач»
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Цель: познакомить с опытом работы по развитию функционального чтения младших школьников при решении текстовых задач.
Задачи:
способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической функциональной грамотности учащихся;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Своё выступление я хотела бы начать со слов И.Г.Песталоцци:
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование навыков функционального чтения при решении текстовых задач».
Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.
Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята
Недостаточно владеют смысловым чтением
Не справляются с задачами на интерпретацию информации
Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
Не умеют высказывать предположения, строить доказательства
Недостаточно сформировано умение работать с моделями
Различных задач в нашей жизни много, каждый человек старается их решить, чтобы достичь положительного результата. Именно сейчас, в наше время, мы говорим о функциональной грамотности.
Функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)
Мы сегодня будем говорить о математической грамотности учащихся, её развитие напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Цель функционального чтения — нахождение информации для решения конкретной задачи.
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его
Добыватьинформацию
Применять её в жизни
Оценивать себя
Первыми шагами младшего школьника к успешному решению любой задачи является осмысленное чтение текстовой ситуации.Первоклассники, в основном, читать не умеют здесь главное развивать у них умения правильно представлять на слух заданную ситуацию в задаче. Ориентируясь на представление сюжета, учащийся будет выбирать арифметическое действие, которое требуется для решения задачи.
Для учащихся 2-4 классов с целью формирования и развития умения правильно представлять ситуацию, заданную в задаче, помогут приемы:
˗ чтение задачи про себя (всем классом), затем вслух (всем классом/одним учеником);
˗ пересказ своими словами (в паре друг другу/одним учеником);
˗ представление жизненной ситуации, мысленное погружение в нее (возможно с закрытыми глазами);
рисование рисунка задачи и др.
Алгоритм решения задачи
1) Прочитать задачу.
2) Определить, что известно, что надо узнать.
3) Попробовать представить условие задачи.
4) Построить, представить модель (рисунок, схема, таблица, чертеж и т.д.).
5) Определить последовательность действий.
6) Объяснить для себя решение. Решить. Ответить на вопрос задачи.
7) Проверить свое решение. Убедиться, что задача решена верно
1. Анализ структуры задачи
Структурными составляющими задачи являются «условие» и «требование».
Предлагаем рассмотреть приемы, позволяющие учащемуся различать структурные элементы задачи.
Задание
В каждой задаче выдели цветом (или подчеркни) условие (или вопрос).
При этом в начальной школе встречаются тексты задач, в которых вопрос задачи представлен в виде слова-требования.
Задание
В каждой задаче выдели цветом слова- требования, которые заменяют вопрос в задаче
Пример задания | Ответ |
1) Масса дыни равна 18 кг. Найди массу половины дыни. 2) Саша сорвал 3 сливы, а Дима – на 4 сливы больше. Найдите общее число слив. 3) 4 открытки стоят 12 рублей. Вычислите стоимость пяти таких же открыток. 4) Какова стоимость пяти открыток, если за 4 такие открытки заплатили 12 рублей? 5) Определите стоимость пяти открыток, если за 4 такие открытки заплатили 12 рублей. | 1) Масса дыни равна 18 кг. Найди массу половины дыни. 2) Саша сорвал 3 сливы, а Дима – на 4 сливы больше. Найдите общее число слив. 3) 4 открытки стоят 12 рублей. Вычислите стоимость пяти таких же открыток. 4) Какова стоимость пяти открыток, если за 4 такие открытки заплатили 12 рублей? 5) Определите стоимость пяти открыток, если за 4 такие открытки заплатили 12 рублей. |
2. Анализ задачи. Установление взаимосвязи
между условием и вопросом задачи
Задание: выбери вопрос, для ответа на который тебе нужно использовать все математические данные этого текста. Отметь его.
Пример задания | Ответ |
У Ани было 12 дисков с мультфильмами. Половину она уже посмотрела, а половину отдала подруге Кате. Сколько дисков Ане осталось посмотреть? Сколько дисков осталось у Ани? Сколько дисков Аня отдала Кате? Сколько дисков не посмотрела Аня? Реши получившуюся задачу. Все данные использованы в задаче? да нет | У Ани было 12 дисков с мультфильмами. Половину она уже посмотрела, а половину отдала подруге Кате. Сколько дисков Ане осталось посмотреть? Сколько дисков осталось у Ани? Сколько дисков Аня отдала Кате? Сколько дисков не посмотрела Аня? Реши получившуюся задачу. Все данные использованы в задаче? |
Задание
В каждой задаче выдели цветом( или ответ подчеркни) слова, которые определяют выбор действия.
Пример задания | Ответ |
В зоомагазине 24 котенка, а щенков в 8 раз меньше. Сколько щенков в зоомагазине? У школы растет 84 березы и 7 тополей. Во сколько раз берез больше, чем тополей? Для приготовления салата использовали 16 помидоров, а огурцов – в 2 раза больше. Сколько огурцов использовали для салата? В конкурсе участвовало 9 мальчиков, а девочек – на 7 больше. Сколько детей участвовало в конкурсе? | В зоомагазине 24 котенка, а щенков в8 раз меньше. Сколько щенков в зоомагазине? У школы растет 84 березы и 7 тополей. Во сколько раз берез больше, чем тополей? Для приготовления салата использовали 16 помидоров, а огурцов – в 2 раза больше. Сколько огурцов использовали для салата? В конкурсе участвовало 9 мальчиков, а девочек – на 7 больше. Сколько детей участвовало в конкурсе? |
Задание
Учащимся требуется найти такую же задачу среди серии задач.
Пример задания | Ответ |
После посещения зоопарка ребята составляли задачи. Кто составил такую же задачу, как Вова? Отметь. Данил: «В зоопарке 8 медведей, это на 3 больше, чем енотов. Сколько енотов и медведей вместе?» Вова: «В зоопарке 8 медведей, а енотов на 3 меньше. Сколько медведей и енотов вместе?» Люда: «Чему равно общее число енотов и медведей, если медведей 8, а енотов на 3 меньше?» Юля: «В зоопарке 5 енотов и 8 медведей. Сколько енотов и медведей вместе?» Катя: «Енотов на 3 меньше, чем медведей. Медведей 8. Сколько медведей и енотов вместе?» | После посещения зоопарка ребята составляли задачи. Кто составил такую же задачу, как Вова? Отметь. Данил: «В зоопарке 8 медведей, это на 3 больше, чем енотов. Сколько енотов и медведей вместе?» Вова: «В зоопарке 8 медведей, а енотов на 3 меньше. Сколько медведей и енотов вместе?» Люда: «Чему равно общее число енотов и медведей, если медведей 8, а енотов на 3 меньше?» Юля: «В зоопарке 5 енотов и 8 медведей. Сколько енотов и медведей вместе?» Катя: «Енотов на 3 меньше, чем медведей. Медведей 8. Сколько медведей и енотов вместе?» |
Даются и такие задания к задаче:
В каждой задаче выдели цветом (или подчеркни) числовые данные, которые требуются для решения задачи.
Выбери вопросы, подходящие к условию, чтобы получились задачи, в которых используются все математические данные.
В каждой задаче отметь (или выдели) данные, которые не требуются для ответа на вопрос (и т.д.)
Давайте и мы решим одну задачку.
Рассмотри рисунок.
На тренировке спортивных танцев на льду пара фигуристов Илья и Надя одновременно поехали навстречу друг другу.
А Б
1. В тексте выдели цветом слово, которое указывает направление движения.
2. В тексте выдели цветом слово, которое указывает на начальный момент движения.
3. Что можно сказать об их скорости, если встретились они в центре ледового поля?
Выбери ответ:
скорость Ильи больше скорости Нади;
скорость Нади больше скорости Ильи;
скорость фигуристов одинакова.
4. Что можно сказать об их скорости, если встретились они ближе к точке старта Ильи (точка В)?
Выбери ответ:
скорость Ильи больше скорости Нади;
скорость Нади больше скорости Ильи;
скорость фигуристов одинакова.
5. Что можно сказать об их скорости, если встретились они ближе к точке старта Нади (точка А)?
Выбери ответ:
скорость Ильи больше скорости Нади;
скорость Нади больше скорости Ильи;
скорость фигуристов одинакова.
Ответы:
1. Навстречу.
2. Одновременно.
3. Скорость фигуристов одинакова.
4. Скорость Нади больше скорости Ильи.
5. Скорость Ильи больше скорости Нади.
3. Задачи с ловушками
Задание:Анализ текстов задач с лишними и недостающими данными
Пример задания | Ответ |
На дереве сидело 8 птичек. Сначала улетели 3 птички, потом ещё 2. Сколько птичек улетело? На одном проводе сидели ласточки, а на другом – 7 воробьёв. Сколько всего сидело птиц на проводах? | На дереве сидело 8 птичек. Сначала улетели 3 птички, потом ещё 2. Сколько птичек улетело? На одном проводе сидели ласточки, а на другом – 7 воробьёв. Сколько всего сидело птиц на проводах? |
4. Планирование хода решения задачи
Особую трудность для младших школьников представляет этап составления плана задачи. Поэтому в период обучения решению задач целесообразно использовать различные методические приемы:
• «Цепочки рассуждений» (от вопроса к данным; от данных к вопросу).
• Реши задачу по плану.
• Выбери план решения.
• Закончи составление плана.
• Реши задачу по вопросам.
• Реши задачу, опираясь на пояснения.
• Дополни решение задачи.
• Расставь пункты плана по порядку.
• «Кто решил правильно?», «Найди правильное решение» (выражением или по действиям).
• Соотнесение пояснения с решением.
Люблю пользоваться этой схемой решая задачи в 3 и 4 классах. Детям тоже нравится
Давай те попробуем решить задачу из учебника «Математика» М.И. Моро, «Школа России» 4 класса, стр 17 № 67
«Из двух городов, расстояние между которыми 520 км, одновременно вышли навстречу друг другу два поезда и встретились через 4 ч. Один поезд шёл со скоростью 60км/ч. С какой скоростью шёл другой поезд?»
60км/ч
5
4ч
?
20км
- Какой основной вопрос задачи? (С какой скоростью шёл другой поезд?)
- Как нужно найти скорость? (V2=S2:t)
- А все ли данные нам известны, чтобы найти скорость второго поезда?
(Нет. Нам не известно расстояние, которое прошёл второй поезд.)
- Правильно! ( V2=S2:t )
- Как найти расстояние которое проехал второй поезд? (S2=Sобщ – S1)
- Все ли данные нам известны здесь?
(Нет, нам не известно расстояние которое проехал первый поезд. S2=Sобщ – S1)
- А расстояние которое проехал второй поезд мы сможем найти?
(Да! S1= V*t Здесь все данные известны)
_ Значит, что найдём первым действием?
S1= V*t
S2=Sобщ – S1
V2=S2:t
Даже слабые дети решают такие задачи.
Современные дети приходят в школу с желанием действовать, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.
Лист с заданиями
№ зада-ния | Задания |
1. | Ответьте на вопросы, используя текст билета. 1.Какой адрес у театра? 2.Сколько стоит билет на спектакль? 3.Назовите дату спектакля. 4.Назовите время начала спектакля. 5.Название спектакля. 6.В каком случае можно обменять билет на спектакль? |
2. | Спектакль очень интересный! Мы всем классом посетим эту постановку. В классе 25 учащихся и классный руководитель. Какую сумму денег нам нужно будет заплатить за билеты? |
3. | Прочитайте записку от мамы. Заполните пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета. Записка Я ушла на работу. Не забудь, что ты идёшь сегодня в ________________. Вам необходимо доехать на автобусе до остановки _________________, там найти дом №_____ . Зайти в ____________________ вход. Твой ряд_______, твоё место ________. |
4. | Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберетесь до здания театра в 19:05? Подтвердите свой ответ словами из текста. Во сколько нужно быть в театре, чтобы не опоздать? |
5. | Прочитайте. Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам мероприятия. Выигрышным оказался билет серия ВА №032430. Выиграл ли ваш билет? Обведите верный ответ. 1. ДА НЕТ |
6. | Нарисуйте афишу, максимально, используя информацию из билета. |
Приёмы обучения функциональному чтению способствуют интеллектуальному развитию, пополнению культурного багажа и самообразованию, которое продолжается в течение всей жизни. Оно научит не только внимательному, выразительному, осознанному чтению, им наши читатели будут пользоваться всю жизнь. Школьникам это необходимо не только на уроках литературного чтения , но и н других уроках, в жизненных ситуациях. Нужно правильно использовать методы современного чтения, систематически работать над этим, контролировать и корректировать результаты учащихся, которые, непременно, будут меняться в лучшую сторону.
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!!!