Крикова В.Н. музыкальный руководитель МДОУ №25 г. Узловая Тульской области
Мастер-класс для воспитателей «Эксперименты со звуками»
Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах формирования музыкально- ритмической деятельности дошкольников.
Задачи:
Систематизировать знания воспитателей о возможностях использования игр и упражнений со звучащими жестами с детьми старшего дошкольного возраста.
Обосновать значимость игр и упражнений со звучащими жестами в развитии ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.
Оборудование: ноутбук, экран, презентация приложений №1,№2.
Ход мастер – класса:
В методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа звуко-двигательные элементы имеют широкое применение и получили общее название как «звучащие жесты». Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, составлять из них ритмо-двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры прежде, чем переносить их исполнение на ударные или шумовые инструменты.
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она не выразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Ритм присутствует в пении, слушании, пальчиковых играх, танцах, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
Исследователи отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.
Один из методов развития чувства ритма – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Эти элементарные звуко - двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа.
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок.
Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими. Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим. Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным.
Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.
Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус, тем не менее, должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».
Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками.
Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется.
При разучивании новых распевок, дети всегда с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке. Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат.
Виды ударов ладонями (обозначает слогом «PA»)
Самый низкий звук – топот (говорим «DUM»).
Отработайте эти удары и попробуйте соединить их в ритмические
связки:
1. DUM DUM PA–
2. PA PA DUM–
Прочерк в ритме означает паузу. Прохлопайте разные варианты
четвертями, затем в два раза быстрее восьмыми и в четыре раза быстрее —
шестнадцатыми.
Хлопки ладонями по груди мы обозначаем слогами «TO-RO».
Удары по боковой области живота: «TE-RE»;
Удары по верхней области бедра: «TA-RA».
Щелчки пальцами обозначаем слогом «CHI» .
Примеры ритмов для детского хорового коллектива из базовых звуков
«Body Percussion»:
-TO RO TA RA
- CHI CHI TO RO CHI CHI TA RA
- TE RE TO RO TE RE TA RA
- CHICHIPA
-TARATOTARATO (чередование рук)
- TA TO RO TE TO RO
- DUM DUM TO RO
- DUM DUM PA PA DUM DUM PA –
хлопки (звонкие – всей ладонью) - деревянные ложки
хлопки (тихие – согнутыми ладонями) – шаркунок
потирание ладоней (шуршание) - маракас
шлепки (по коленям) - тамбурин
шлепки (по бедрам) - коробочка
шлепки (по груди) - колотушка
шлепки (по бокам) - коробочка
притопы (все стопой) - барабан
притопы (носком) - ксилофон (высокий регистр)
притопы (пяткой) - ксилофон (низкий регистр)
щелчки (пальцами в воздухе) - колокольчик
щелчки (по коленям) - кастаньеты
щелчки (по надутым щекам) – пастуший барабан
голосовые эффекты (цокот, свист, мычание, клацанье, чмокание, немой звук, глиссандо и т.д.).
Игры со звуками.
Осенняя сказка (речевая игра со «звучащими жестами»)
Тихо бродит по дорожке хлопки согнутыми ладонями
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, потирание ладоней
Где дождинкой зазвенит. щелчки пальцами в воздухе
Раздается громкий стук: притопы всей стопой
Это дятел – тук, да тук!
Дятел делает дупло – притопы носком
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, потирание ладоней
По деревьям пошумел,
Громче завывает, притопы пяткой
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! щелчки пальцами в воздухе
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – все движения вместе Осень яркая идет!
Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
И начнем мы с самых маленьких и простеньких упражнений.
Игра-приветствие «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Воспитатель: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Воспитатель:: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
«Лиса» (русская народная песня)
Уж как шла лиса по травке, (хлопок, шлепок по коленям)
Нашла азбуку в канавке. (поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (притопы)
И читала весь денёк. (раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
«Лепёшки» (русская народная песня)
Наберу мучицы, (круговые движения по коленям)
Подолью водицы (шлепки по коленям)
Для детей хороших (притопы)
Напеку лепёшек. (хлопки)
«По коленочкам» (р.н.п. «Ах, вы сени» - сл. М. А. Давыдовой)
По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко
Тра-та-та-та, тра-та-та-та, мы похлопаем немножко.
По коленям локотками постучим теперь мы с вами.
Тра-та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.
И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой
Тра-та-та-та, тра-та-та-та, мы похлопаем с тобой.
«Тюшки – тютюшки» (р.н.п. «Ах ты, береза»)
Тюшки – тютюшки, сделай топотушки! (притопы)
Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! (хлопки)
Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки! (щелчки)
Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! (шлепки по плечам, щечкам)
Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! (шлепки, притопы)
Спасибо, уважаемые коллеги, присаживайтесь на свои места, и я предлагаю вам провести рефлексию. Если вам интересен представленный материал, и вы будете использовать его в работе, показываете такой жест – большой палец вверх. Если представленный материал не интересен, вы не будете использовать его в работе – большой палец – вниз (на слайде).
Использованная литература:
Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками» - М., 2000
Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками. Вып. 1. Учебно-методическое пособие. – С-Пб: ЛОИРО, 2003
Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Учебно-методическое пособие. – Минск, 1999
Приложение 1
Приложение 2