Мастер-класс «Многофункциональное дидактическое пособие «В гостях у сказки» подготовил старший воспитатель Ерош Ирина Александровна
Практика работы с детьми показывает, что дети дошкольного возраста испытывают проблемы при составлении рассказов, пересказе текстов, при составлении текстов сказочного содержания. Исходя, из этой проблемы возникла необходимость в использовании наиболее эффективных методов работы, направленных на формирование связной и творческой речи дошкольников. С этой целью было создано многофункциональное дидактическое пособие «В гостях у сказки», которое состоит из копилки дидактических игр, ковролинографа, игрушек из фетра.
Пособие рассчитано на детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Задания, в зависимости от возраста, усложняются.
Цель: формирование связной речи и творческого воображения детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста умения пересказывать прочитанные сказки и составлять описательные рассказы о героях сказок с опорой на мнемотаблицу;
- формирование у дошкольников умения составлять тексты сказочного содержания; - способствовать повышению интереса к театрально-игровой деятельности, создать условия для её проведения.
Вариант использования пособия в работе по формированию у детей младшего дошкольного возраста умения пересказывать прочитанные сказки и составлять описательные рассказы о героях сказок с опорой на мнемотаблицу. Дидактическая игра «Опиши героя»
Цель: формирование умения составлять описательные рассказы с опорой на
мнемодорожку.
Материалы: мнемодорожки, игрушки из фетра. Игровое действие: дети по предложенному алгоритму составляют описательный рассказ о герое сказки. Например: Описательный рассказ о лягушке. Лягушка по цвету зелёная. У неё есть голова, лапы, туловище, глаза, рот. Лягушка живёт в болоте. Она может квакать. Лягушка прыгает, плавает.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Материалы: мнемодорожки для составления описательных рассказов о героях сказок, копилка мнемотаблиц для пересказа сказок, книги со сказками.
Игровое действие:
1.Воспитатель читает детям сказку, организует беседу по содержанию прочитанного текста, рассматривают иллюстрации к сказке.
2.Повторное чтение сказки.
3.Коллективный пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.
4.Повторный пересказ сказки одним ребёнком по мнемотаблице.
5. Инсценировка сказки с опорой на мнемотаблицу.
Использование пособия для формирования у детей среднего дошкольного возраста умения составлять тексты сказочного содержания при помощи методов технологии ТРИЗ.
Дидактическая игра Лото «Имя признака»
Цель: формировать у детей умения составлять описательные рассказы о сказочных героях или сказочных предметах.
Игровое действие: Составление рассказа о сказочных героях или сказочных предметах.
Материал: Карточки с изображением значков «Имя признака»; фишки с изображением значков «Имя признака»; копилка сказочных персонажей; словарик сказочных предметов.
Ход игры: В игре может участвовать от 2 до 5 игроков. Воспитатель раздаёт карточки с изображением значков «Имя признака» каждому участнику игры. Затем поочерёдно достаёт фишки с изображением значков «Имя признака» и отдаёт её игроку, у которого есть этот значок на карточке.
Первый этап игры заканчивается, когда все значки карточки закроются фишками. Второй этап игры – это составление рассказа о сказочных героях или сказочных предметах по признакам своей игровой карты. Сказочного героя дети выбирают в копилке «Сказочные персонажи», а сказочный предмет в словарике «Сказочные предметы» (открывают его на любой странице).
Заключительный этап: самооценка и взаимооценка участников игры.
2.Заключительный этап: дети придумывают название сказки. Составление текстов сказочного содержания по модели часов с использованием репродукций картин.
Дидактическая игра «Волшебные часы»
Игровое правило: описание репродукции пейзажа по алгоритму модели часов, составление сказочной истории о герое сказки.
Материал: модель часов с алгоритмом;
копилка репродукций картин; копилка сказочных персонажей.
Ход игры: На доске вывешиваются несколько репродукций картин. Дети выбирают понравившейся пейзаж и героя сказки в копилке сказочных персонажей. На первом этапе игры дети составляют рассказ о пейзаже по алгоритму. Во второй части - сочиняют историю, которая могла бы произойти с героем сказки. Заключительный этап - придумывают название сказке.
Алгоритм составления сказки по модели часов.
1.Место событий. 2. Части пейзажа. 3. Цвета пейзажа. 4. Время суток. 5. Какие звуки ? 6. Какие запахи? 7. Явление природы пейзажа. 8. Сказочный персонаж. 9. Название сказки.
III. Использование пособия для организации показа пересказанных сказок и сказок собственного сочинения на ковролинографе.
Дидактическая игра «Мы актёры»
Цель: формирование умения организовывать показ сказок при помощи мнемотаблицы, развитие актёрских способностей, воспитание самостоятельности. Материалы: ковролинограф, копилка декораций к сказкам из фетра, копилка сказочных персонажей из фетра, шерсти, шерстяных ниток.
Игровое правило: Выбрав мнемотаблицу дети стараются самостоятельно организовать показ сказки для детей своей группы или младших групп: расставляют декорации на ковролинографе, распределяют между собой роли и фигурки героев сказки. Детям старшего дошкольного возраста предлагается изменить концовку сказки. В конце инсценировки в сказку «отправляют» героя из любой другой сказки. Например, в сказку «Репка» «отправляют» лису, которая хочет съесть мышку или в сказку «Теремок» приходит Машенька и просит медведя не ломать теремок. Дети сочиняют истории о том, чем закончится сказка при помощи алгоритма. К сочиненным историям составляют мнемотаблицы.