«Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте дошкольников в ДОУ для воспитателей»
Подготовила: учитель-логопед
Овсянникова Ю.Ю,
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по подготовке детей к обучению грамоте.
Что мы вкладываем в понятие «грамота»?
- Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке.
- Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
- Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать , и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать .
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
• Сформированность звуковой стороны речи , т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов , т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи , т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
Нас окружают различные звуки, это неречевые звуки. Мы их слышим физическим слухом.
- Физический слух - это слух с помощью которого мы слышим неречевые звуки (голоса птиц, стук дверей, шум листьев).
Звуки , которые произносит человек- это речевые звуки, которые мы слышим с помощью фонематического слуха.
- Фонематический слух (речевой) - это способность улавливать и распознавать звуки родного языка, а также понимать смысл разных сочетаний звуков - слов, фраз, текстов, различать близкие по звучанию звуки ( п а- б а, у Т очка – у Д очка).
- Что такое звуки?
- Что такое буквы?
При подготовке к обучению грамоте, дети учатся:
- различать неречевые звуки;
- узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);
- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) .
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (Н,Н,Н, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых (звучат сердито) синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких(звучат ласково) - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкий согласный произносится с шумом и голосом, а глухой, только шумом.
- устанавливать последовательность звуков в словах;
- определять протяженность слов ( деление слов на слоги);
- узнавать зрительный образ звука (знак звука) на письме (знакомство детей с буквой)
Проводится работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разной величины, стилизованные, их можно найти раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).
- «писать» печатные буквы. К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – в школе.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в в несколько этапов:
Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе дается понятие «Звук». На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги).
2. Знакомство с гласными звуками
Необходимость данного этапа в том. Чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их.
Игры:
«Немые звуки» педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его и наоборот.
«Фотография звука» педагог произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот.
«Припоминание слов на заданный звук»
«Разложи картинки» подарим кукле Оле картинки, названии которых начинается на звук О, а Ане – на звук А.
После знакомства со звуками ведется работа над позицией звука в слове.
Начало, конец, середина.
3. Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком дается его полная характеристика. Дети должны усвоить, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать ее.
4. Знакомство с буквами.
Важно! Мы произносим букву как звук. Говорим, что буква читается. Просим детей посмотреть на букву и представить на что она похожа. Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
При знакомстве с согласными ведется работа по звуковому анализу слов.
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент.
- Алгоритм выполнения звукового (фонетического) анализа
- Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в этом слове.
- Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).
- Используем схему.
- Назовите первый звук в слове, дайте ему характеристику: гласный звук/согласный звук: твердый/мягкий.
- Обозначь звук на схеме символом соответствующего цвета (гласный звук – красный цвет, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат).
- Назови второй звук в слове, дай ему характеристику (см. выше), и т. д. назовите каждый звук и дайте ему характеристику.
- Назовите сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.
- Назовите звуки в слове «в разбивку» по заданию взрослого (Какой звук стоит на третьем месте, назови последний звук и т. д) Можно поиграть в игру «живые звуки»
- Сколько частей (слогов) в слове (проверить количество частей: удары подбородка о ладошку, хлопки и т. д.)
- Придумать предложения с данным словом.