Цели: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
обогатить воспитателей знаниями, практическими умениями в воспитании физической культуры детей.
осуществлять преемственность в физическом воспитании между инструктором по физической культуре и воспитателями групп;
совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной проблемы.
Участники: воспитатели ДОУ
Ход мероприятия
Теоретическая часть.
Инструктор. Добрый день, уважаемые коллеги!
Физкультурные занятия – основная форма организации физического воспитания в детском саду. Чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физкультуре, воспитателя и всех специалистов детского сада.
Слаженность в работе – залог хорошего результата.
Незабываем, что воспитатель – активный участник воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, поэтому ему необходимо знать методику обучения движениям, особенности выполнения движений, технику выполнения, педагогические требования при обучении.
Нужно стремиться, чтобы работа по физическому воспитанию не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а привила дошкольникам любовь к спорту и движению на всю жизнь, чтобы занятия физкультурой остались полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни был насущной потребностью.
Подготовка к занятию – необходимо продумать содержание, подготовить оборудование, пособия, наметить конечные результаты. Перед занятием надо облегчить одежду детей. Занятие считается эффективным, если моторная плотность составляет 60-80%. Если она ниже, значит, занятие не было тренировочным. Если выше, то происходит перегрузка ребенка.
Структура построения физкультурного занятия.
В структуре физкультурного занятия выделяются 3 части, в которых физические нагрузки должны нарастать и убывать постепенно:
вводно-подготовительная – разминка (должно наблюдаться повышение пульса, так как растут нагрузки);
основная, в ходе, которой решается комплекс запрограммированных задач (на нее приходится пик физических нагрузок занятия и с нее начинается их спад);
заключительная, назначение которой - восстановить пульс и дыхание (за это время пульс должен восстановиться до первоначального).
Существуют разные способы организации детей во время развития и обучения ОВД. Какие способы организации детей во время обучения и развития ОВД вам известны? (фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки и поточный)
При организации поточного «станционного» способа воспитатель обязательно должен находиться в физкультурном зале и следить за качеством выполнения упражнений, для того чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. Умения, знания, и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель должен закреплять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.
При использовании каждого из них функции педагогов также должны быть распределены
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.
Посменный способ дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений.
При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь
Обязательно необходимо оценивать двигательные умения детей (в младших группах – общая похвала, в старших – общая, дифференцированная и индивидуальная).
Важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Недопустимы как чрезмерная, так и недостаточная нагрузки: одна вызывает переутомление, другая - не дает тренировочного эффекта. И та, и другая снижают результативность занятия в целом.
Двигательная активность на занятии – важный показатель его эффективности.
Основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятии:
Четкость, краткость речи воспитателя.
Использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой, посменной).
Многократное повторение движений.
Эффективное использование физкультурного оборудования.
Во время физкультурного занятия и во время двигательной деятельности в течении дня, а так же в подвижных играх необходимо активизировать мыслительную деятельность. Можно с помощью называния упражнений и проговаривания действий; использования пространственной терминологии и специальных упражнений на ориентировку в пространстве, привлечения детей к оценке, самооценке; самостоятельного выбора детьми способа выполнения действий; использования сравнений, анализа, вопросов; создания поисковых ситуаций и др.
При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку, чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие движения, как лазание по гимнастической стенке, прыжки с разбега, в длину, упражнения на равновесие и с элементами акробатики.
Практическая часть.
Инструктор. Приступаем к практической части нашего мероприятия.
Момент деления на группы. Педагоги строятся в шеренгу. Инструктор предлагает произвести расчет на первый-второй. Первые номера остаются на месте, вторые номера делают шаг вперед.
«Разминка»
Инструктор. Сейчас проведём разминку, используя фронтальный способ.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба на носках, ходьба по канату.
ОРУ с гантелями
1. И. п.: о. е., гантели в руках внизу. Поворачивать голову вправо, влево, вверх, вниз.
2. И. п.: о. е., гантели в руках подняты к плечам.
Поднять одно плечо, вернуться в и. п., поднять другое плечо, вернуться в и. п., поднять оба плеча, вернуться в и. п.
3. И. п.: о. е., гантели в руках внизу. Поднять руки с гантелями вверх, отвести одну ногу на носок назад. То же другой ногой.
4. И. п.: полуприсед, гантели в руках на коленях. Совершать вращательные движения в коленных и голеностопных суставах в одну и другую сторону.
5. И. п.: ноги на ширине плеч, гантели в согнутых руках. Вращать руками с гантелями вперёд, назад.
6. И. п.: ноги на ширине плеч, гантели в руках внизу. Наклониться вниз, руки с гантелями отвести назад - вверх, голову поднять, вернуться в и. п.
7. И. п.: сидя на пятках, гантели в руках внизу. Сесть на одно из бёдер, руки с гантелями отвести в противоположную сторону, вернуться в и. п. То же в другую сторону.
8. И. п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, гантели в руках на коленях.
Выпрямить ноги, руки с гантелями развести в стороны, вернуться в и. п.
9. И. п.: сидя на полу с прямыми ногами, гантели в руках опущены. Поднять прямые ноги вверх, руки с гантелями развести в стороны, вернуться в и. п.
10. И. п.: лёжа на животе, гантели в руках вдоль туловища. Поднять прямые ноги и верхнюю часть туловища с головой вверх, руки с гантелями развести в стороны, вернуться в и. п.
11 .И. п.: о. с., гантели в руках внизу. Прыгать на одной ноге вокруг себя, на другой ноге, чередуя с ходьбой
«Основа»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Посменный способ: Передача эстафетной палочки.
Поточный способ: ходьба «змейкой» огибая конусы; пролезание в обруч вертикально стоящий от пола h 20 см; дорожка массажная; пронести на голове мешок с песком 300 г.
Круговая тренировка способ: 1 станция – приседание в паре (спина к спине, держась за руки); 2 станция – броски мяча от груди в паре; 3 станция – растяжка в парах; 4 станция – передача мяча с поворотом в сторону в паре (спина к спине).
Групповой способ: игра с игровым парашютом со сменой игроков по сигналу свистка.
«Заключение»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Инструктор. Давайте вспомним основные этапы проведения подвижной игры?
Сбор на игру
Создание интереса к игре
Организация играющих, объяснение игры
Определение ведущего, распределение ролей
Проведение игры
Окончание игры, подведение итогов.
Тема «Подвижные игры»
Инструктор. Из какой игры эти строки:
«День наступает – все оживает. Ночь наступает – все замирает»
(« день ,ночь»)
«Вот построили мы круг, повернемся разом вдруг…» («Отгадай, чей голосок?»)
«Вымыл ухо, вытер сухо!» («Зайка серый умывается»)
«Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» («Два Мороза»)
«Готовятся к полету наши…. ….. Мотор заводите и быстро летите» («Самолеты»)
« Раздувайся большой, да не лопайся …» («Пузырь»)
«Ну, попробуй нас догнать…» («Мы веселые ребята»)
«Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят!» («Горелки)
Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи»
Подготовка к игре. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер — в трех-четырех шагах от водящего. Инструктор дает всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «желуди», третьи «орехи».
Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «желуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» — стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).
«Проверь себя»
Тема «Физическое воспитание»
Инструктор. Вопросы:
Сколько частей выделяют в структуре физкультурного занятия? Назовите их.
Ответы: 3 части. 1. Вводная. 2. Основная. 3. Заключительная
Назовите продолжительность образовательной деятельности по физической культуре в младшей группе? (15 мин). В средней? (20 мин) В старшей группе? (25 мин). В подготовительной к школе группе? (30 мин).
Перечислите основные виды движений.
Ответы:
Ходьба, бег, прыжки
Метание, ловля-бросание
Ползание-лазание
Строевые упражнения
В какой части занятия происходит наивысший пик нагрузки для детей.
Ответы:
вводная — разминка (должно наблюдаться повышение пульса, так как растут нагрузки);
основная, в ходе, которой решается комплекс запрограммированных задач (на нее приходится пик физических нагрузок занятия и с нее начинается их спад);
заключительная, назначение которой - восстановить пульс и дыхание (за это время пульс должен восстановиться до первоначального).
Какие типы игр вы знаете?
Подведение итогов
Инструктор. Закончился наш мастер-класс. Сегодня было очень приятно общаться с командами. Вы много знаете о физической культуре, ну а если и не знали, то сегодня обязательно узнали. Эти знания вы, уважаемые воспитатели, можете использовать в воспитании физической культуры своих детей. Ведь только совместными усилиями мы можем воспитать сильных, бодрых, веселых, а значит, и здоровых детей.
Заключительное слово «Притча о здоровье»
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы.
Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!» Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке».
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.