Мастер-класс
«Доля самостоятельности труда ученика в различных видах учебной деятельности».
Народ, какой страны создал тарантеллу?
Публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
От чего умер Базаров?
Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи?
Назовите формулу площади круга.
При каком императоре было отменено крепостное право?
Как называется конгломерат близкорасположенных городов, с единым национальным колоритом, единым хозяйством, коммуникациями, экономикой и с хотя бы одним городским формированием - доминантой в центре?
Какая величина является мерой гравитации?
Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства?
Кто является основоположником теории химического строения органических соединений?
Ответы:
Италии
Концерт
От заражения
Междометие
πR2
При Александре II
Мегаполис
Масса
М.В. Ломоносов
А.М. Бутлеров
Возможно, вы не смогли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы совещания или недостаточности времени на обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться. Не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации и задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться, стимулировать к самообразованию.
Самое главное, побывав в роли ученика, почувствовав дискомфорт от незнания правильного ответа, а возможно и интерес проверить себя, я надеюсь, что каждый учитель подумал о школьниках, которые постоянно попадают в подобные ситуации.
Задача школы – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Упражнение – разминка «Карандаши»
Суть упражнения состоит в удержании карандашей и ли авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг против друга на расстоянии 70-90 см. и пытаются удержать два карандаша (или две ручки), прижав их концы подушечками указательных пальцев.
Задание: не выпуская карандаши или ручки, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
Задание. Вычеркивая каждую вторую букву, восстановите высказывание русского писателя Л.Н.Толстого. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Это будет нашим эпиграфом.
Понятие “самостоятельная работа” используется различными авторами в разном значении. В трудах, посвященных обучению самостоятельной работе, это понятие рассматривается и как форма организации деятельности и как метод обучения и как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность и как вид учебной деятельности. Наиболее удачным является определение, данное Л.Г.Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает “такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика”.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.)
Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.
Бернард Шоу
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты
Твоя первая задача - заставить другого человека думать.
Бенджамин Франклин
Классификация видов самостоятельных работ (составление кластера) – у каждого педагога – карточка определенного цвета)
По дидактическим целям:
- текущие
а) для подготовки к восприятию новых знаний
б) для усвоения и осмысления нового материала
в) для систематизации знаний
г) для закрепления знаний и умений
- итоговые (диктант, сочинение, контрольная работа, зачет и т.п.)
По формам организации работы учащихся:
а) групповая
б) парная
в) индивидуальная
По источникам знаний:
а) печатные пособия (учебник, карты, атласы, опорные конспекты, диаграммы, справочная литература, раздаточный дидактический материал);
б) ТСО (кинофрагменты, видео, кодоскоп, мультимедийное оборудование и т. д.);
в) информация аудиторного типа (лекция, реферат, сообщения учащихся).
По характеру познавательной деятельности:
а) репродуктивные (самостоятельная работа по образцу; по алгоритму; по вопросам, выявляющим знание фактического материала и т. д.)
б) продуктивные
- поисковые
- проблемные
- исследовательские
- творческие
По способу выполнения:
а) устные
б) письменные
в) комбинированные
г) практические
Упражнение с текстом.
Участники группы получают текст. Прочитать текст. Составить 2 или 3 вопроса, на которые должны ответить учащиеся, исходя из предмета, который Вы преподаете.
Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?
Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, - в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.
Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перелёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, “подправить” линию полёта.
Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.
Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия. Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.
Затем ведущий предлагает свои вопросы.
Что интересного вы видите в повадках гусей?
Чем объясняется эффективность гусиного клина?
Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?
Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?
Основные требования к самостоятельной работе
(программа «Школа и здоровье») (выдаются каждому участнику семинара)
Количество самостоятельных работ на уроке, их виды, время на выполнение должны соответствовать не только цели урока, но и возрастным и учебным возможностям детей.
Любая самостоятельная работа, особенно итоговая, должна быть подготовлена ходом урока: повторение теории, выполнение аналогичных заданий, образец решения и т. п.
Перед самостоятельной работой проводится полный инструктаж по ее выполнению: цель, время работы, критерии оценок, требования к оформлению, дополнительное задание повышенной сложности.
При выполнении самостоятельной работы необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований, не допускать аритмии, отвлекая весь класс от работы, следить за правильной посадкой при письме и т.д.
В случае необходимости можно сочетать самостоятельную работу класса с индивидуальной работой с некоторыми учениками («тихий» опрос, индивидуальная консультация, кратковременная работа по ликвидации пробелов в знаниях)
Любая самостоятельная работа должна быть проверена на этом уроке. Можно использовать само – или взаимопроверку учащихся по образцу (стационарная, переносная, индивидуальная доски, учебник, справочная литература, опорный конспект). Желательно не проводить проверку на слух.
После проверки самостоятельной работы осуществляется обратная связь через хоровые ответы, поднятие рук, сигналы, изменение позы (вставание) и т. д.
Необходимо проводить анализ типичных ошибок с повторением соответствующих правил, формул, алгоритмов и корректировкой плана урока в случае необходимости, а также давать время на исправление ошибок в тетрадях.
Рефлексия.
Работа на совещании похожа на:
- полет в самолете, так как ___________________________________________________________________________________________________________________________
- кулинарию, так как _______________________________________________________________________________________________________________________________