Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 «Чебурашка»
х. Сухой Пролетарского района Ростовской области
Мастер-класс
«Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Пирогова Светлана Анатольевна
Воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ №31 «Чебурашка» х. Сухой
Пролетарского района Ростовской
участник муниципального этапа
конкурса «Учитель года Дона - 2023»
в номинации «Воспитатель года -2023»
2023
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс по теме: Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
По определению Николая Николаевича Поддьякова Знания детей, полученные в процессе экспериментирования являются осознанными и прочными.
Организация экспериментирования с детьми должна проходить под руководством педагога и не должна допускать самостоятельного экспериментирования детей без знаний техники безопасности и должного
Подкрепить стремление детей получить новые знания способствует создание проблемного поля, мотивации к экспериментированию. ..
При организации исследовательской деятельности следует придерживаться представленного на слайде алгоритма, который будет способствовать безопасному, эффективному усвоению новых знаний. А теперь я предлагаю вам коллеги принять участие в практической части мастер-класса.
Я приглашаю выйти ко мне 4 человека.
Занимайте, пожалуйста, места.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
(Звучит музыка из сказки
А в какую сказку мы сегодня отправимся, вы мне скажите, отгадав загадки.
Она в старой сказке воспета,
Работала, скромно жила
Не видела ясного солнышка
А звали красавицу
Правильно! Это сказка Шарля Перро «Золушка».
Злая мачеха и её дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома. И, чтобы она не смогла без работы, приготовили для неё коварных заданий. Золушка расстроилась, что она опять не попадёт на бал, потому что у неё очень много работы.
Но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь. Вы согласны со мной?
1 Задание.
Мачеха приказала Золушке наносить воды полную бочку, но дала ей вместо ведра – сито. Золушка стала носить ситом, но ничего у неё не получилось - вода выливается. (Показываю)
Давайте возьмём стакан воды, нальём в импровизированное сито над глубокой ёмкостью. Что мы видим? Да вода выливается.
А теперь возьмём стакан, нальём туда воды больше половины стакана. Сверху закрепим наше импровизированное сито с помощью резинки (резинкой обернуть 2 раза).
Теперь возьмём стакан с водой в руки, а другой рукой плотно закроем, немного подержим и перевернём нал ёмкостью.
Стакан не наклонять, держать вертикально. Что мы видим?
А теперь возьмём стакан, нальём туда воды больше половины стакана. Сверху закрепим наше импровизированное сито с помощью резинки (резинкой обернуть 2 раза). Теперь возьмём стакан с водой в руки, а другой рукой плотно закроем, немного подержим и перевернём нал ёмкостью.
Стакан не наклонять, держать вертикально. Что мы видим?
Вода через сито не выливается.
- Почему как вы думаете?
Правильно, давление воздуха давит на сито и, не даёт вытекать воде из стакана.
А теперь переворачиваем обратно и выливаем воду в ёмкость. Мы помогли Золушке наносить воды с помощью сита? (Да)
В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делаю я.
Воздух – везде, воздух оказывается сильный, он удерживает воздух в стакане, прикрытый ситом. Воздух давит на сито снизу, сильнее, чем давление воды в стакане.
2 задание:
Золушка выглянула в окно и увидела, что любимые цветы мачехи завяли, их надо срочно спасать, ведь мачеха дала задание Золушке, ухаживать за цветами.
Как мы можем спасти цветы мачехи? (Полить цветы любят воду). Правильно.
Я приготовила вам цветы из разной бумаги, возьмите каждый по цветку и опустите их на воду. Давайте понаблюдаем, что произойдёт с ними?
Правильно цветы распускаются. Как красиво
Почему они сначала сжались? Как вы думаете? Потому что они были без воды.
Бумага состоит из целлюлозы, которую делают из дерева, это природный материал. Вода смачивает бумагу, бумага напитывается водой и становится мягче и тяжелее, она не держит форму и цветы распускаются, лепестки прилипают к воде.
Какой можно сделать вывод? (ответы коллег).
Есть материалы, которые пропитываются водой, и бумага относится к ним, некоторые виды бумаги быстрее пропитываются: салфетки, промокательная, а другая более плотная: картон, глянцевая – дольше пропитываются нужно больше времени держать в воде.
Итак, Золушка выполнила все задания мачехи, она очень хочет попасть на королевский бал. Но, как Золушке сообщить Фее о своём желании?
Сделать самолётик из бумаги, голубя отправить, написать письмо Фее. Правильно можно написать письмо.
3 задание
Золушка решила написать письмо крестной Феи, но если письмо увидит и прочитает Мачеха? И тогда Золушка написала волшебное письмо и послала Фее. Давайте откроем конверты и прочитаем письмо. Посмотрите пустой лист. Золушка написала невидимыми чернилами.
Как вы думаете, для чего она это сделала? Правильно, чтобы Мачеха не узнала, что написала Золушка.
А как вы думаете, чем Золушка могла написать письмо? (молоком, крахмалом, лимонным соком). Правильно.
У Золушки был лимон, и она написала лимонным соком. Давайте поможем Фее прочитать волшебное письмо. У нас есть раствор йода, подвиньте его к себе. Берём кисточки и тщательно наносим на письмо, что мы видим? Что проявляется? (Карета, туфли, слово бал). Как вы думаете, почему произошла такая реакция? Что с чем соединилось? (ответы)
Бумага содержит крахмал и соприкосновении с раствором йода, бумага окрашивается в синий цвет, а изображение, которое писали лимонным соком осталась белым. Лимонный сок не даёт бумаге окрашиваться. Для детей, которые умеют читать, можно написать слово. Молодцы мы справились с вами с этим заданием.
Фея прочитала письмо и сразу же поспешила на помощь к Золушке. Она взмахнула своей волшебной палочкой, превратила Золушку в принцессу, подарила ей карету, платье, туфельки и отправила на бал.
– А теперь, скажите, помогли мы Золушке? ( ответы)
Справились с заданиями злой мачехи. (Да)
На сегодня приключения Золушки мы заканчиваем. Ребёнку всегда нужно оставлять что-то недосказанным, чтобы ему захотелось вернуться к проведению эксперимента. Ведь на пути у Золушки ещё может быть много приключений с различными экспериментами. (магниты, песок, камни, бумага).
А для нас в конце мастер – класса мы сделаем красивый потрясающий, завораживающий королевский салют, который Золушка увидит на балу, в ходе наших следующих занятий этот опыт называется «Лава-лампа».
Берем высокую ёмкость, я заранее налила туда растительное масло. Добавляю немного воды. Чтобы наш салют был красочным, ярким, добавим туда цветной краситель (беру краситель, капаю медленно в ёмкость). На что похожи капельки? (на горошины, зёрнышки, на красную икру). Теперь добавим туда шипучую таблетку. Посмотрим, что будет? (перемешивать не надо). Плотность масла меньше чем воды, вода с красителем опускается вниз. Когда мы бросаем шипучие таблетки выделяется газ и он поднимает капли окрашенной воды на верх, потом капли опускаются вниз, происходит красивый водоворот. Этот опыт будут ещё ярче, если его смотреть в темноте, подсвечивая фонариком. Опыт длится, пока таблетка не перестанет действовать, но кто хочет продолжения, можно кинуть ещё таблетки.
Уважаемы коллеги! Вот и подошло наше путешествие в мир науки к концу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.
Рефлексия
Перед вами находится «Дерево успеха». На нем пока нет плодов, они лежат отдельно.
Любой участник мастер-класса выбирает понравившееся яблоко. Затем читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагает свой вариант ответа.
1. Что Вам понравилось в работе мастер-класса?
Презентация опыта работы мастера
Сам творческий процесс
Было увлекательно
Мне понравились опыты
2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?
Мастер с увлечением подготовил мастер-класс.
Мастер творчески подготовил мастер-класс.
Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс.
3. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?
Я в восторге.
Я в диком восторге.
Все понравилось
Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.
При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
На этом мой мастер-класс окончен. И хочу его закончить словами Бернардо Шоу. Возьмите, пожалуйста, по яблоку.
У вас есть яблоко
И у меня есть яблоко
Давайте обменяемся яблоками
Если мы свами обменяемся яблоками.
И у вас и у меня остаётся всё равно по одному яблоку. А если у вас будет идея, и у меня будет идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
СПАСИБО ВСЕМ БОЛЬШОЕ ЗА УЧАСТИЕ И АКТИВНОСТЬ. ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!!!