СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "«Если вы хотите научить детей думать, то прежде научите их придумывать»

Нажмите, чтобы узнать подробности

предлагаю вам сочинить необыкновенную историю, а помогут нам в этом методы ТРИЗ технологии: метод фокальных объектов (фокальным называют объект, который собираются совершенствовать, поэтому он находится в «фокусе» внимания ), метод эмпатии (чувство, сопереживание), метод контрольных вопросов и метод системный оператор.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "«Если вы хотите научить детей думать, то прежде научите их придумывать»»

Мастер-класс

«Если вы хотите научить детей думать, то прежде научите их придумывать»


- Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.

- Нет, у человека нет крыльев, зато у него есть душа, мысли, чувства. Полет мысли – это прекрасно. Чтобы мысль полетела, необходимо тоже хорошо разбежаться, оттолкнуться и прыгнуть. Итак, «разбег, толчок, прыжок и …стыдно подыматься», наверное так бы сказал Владимир Высоцкий о мысли, которая не полетела…


«Если вы хотите научить детей думать, то прежде научите их придумывать»

Джани Родари


Тут же в памяти возникает вопрос главных героев рассказа Николая Носова «Фантазеры»:

- А вы думаете, легко придумывать?


- Прислушайтесь. Знакомые фразы?

«Мам, нам завтра к уроку чтения задали сказку придумать, помоги, а!»

«Пап, папочка, помоги придумать историю про воду-путешественницу, у меня ничего не получается».

«Родители, вы у меня такие фантазеры. Завтра на занятие кружка, мне нужна история про конфетку, которая потеряла обертку! Может быть поможете?»

«Бабуль, ты говорят мастерица сказки рассказывать, наверное и сочинить сможешь? Будь другом, помоги!»


- Все мы с вами мамы, папы, бабушки и дедушки. Поднимите руки, кто сталкивался с подобными вопросами? А кто испытывал при этом трудности? Оказывается сделать это намного проще, чем вам кажется. И сейчас я вам это покажу!


- Итак, я предлагаю вам сочинить необыкновенную историю, а помогут нам в этом методы ТРИЗ технологии: метод фокальных объектов (фокальным называют объект, который собираются совершенствовать, поэтому он находится в «фокусе» внимания ), метод эмпатии (чувство, сопереживание), метод контрольных вопросов и метод системный оператор.


- И так, первое, что нам нужно – это ГЕРОЙ!

- Герой должен быть необычный, привлекать внимание, быть не таким как у всех.

- А делается это так:

1) выбираем любой предмет, например валенки

2) подбираем к выбранному нами предмету прилагательные, которые помогут нам его охарактеризовать, например: теплые, мягкие, деревенские, стоптанные, подшитые, высокие, дрявые, старые.

3) а сейчас выбранные нами прилагательные я предлагаю перенести на нашего героя – вот этот воздушный шарик.

- Давайте посмотрим, какие ассоциации у вас возникли с первым прилагательным?

Теплый шарик – душевный

Мягкий – чувствительный, ранимый

Стоптынный шарик – косолапый

Высокий - присущи нравственные ценности

Дрявый – забывчивый

Старый – в возрасте, не очень молодой



Вывод: итак, уважаемые коллеги, мы только что с вами использовали метод фокальных объектов, который помог нам охарактеризовать нашего героя.

Наш геройдушевный, легко ранимый, высоконравственный, немного забывчивый и слегка в возрасте.


- А сейчас давайте попробуем оживить нашего героя, а поможет нам в этом метод эмпатии.

- Чтобы оживить нашего героя нужно попробовать воплотиться в него, почувствовать его изнутри. Представьте, что вы шарики. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, сейчас вас будут надувать. Попробуйте передать ваши ощущения, чувства от этого процесса вслух.


- Обратите внимание на слайд. Давайте пофантазируем. Попробуем ответить на предложенные вопросы, оставаясь в роли шарика.

  1. Как себя чувствует?

  2. Что желает?

  3. Чем занимается?

  4. Кого вокруг себя видит?

  5. Чем недоволен?


Вывод: вжиться в образ главного героя нам помог метод контрольных вопросов.


- Последний шаг в составлении нашей истории - придумать этапы жизни шарика.

А поможет нам в этом таблица. Столбики таблицы обозначают прошлое, настоящее, будущее нашего героя. Строка в центре – кто наш герой в прошлом, настоящем, будущем. Строка вверху – частью чего является наш герой в окружающем мире. Строка внизу – из каких частей состоит наш герой.


Системный оператор


прошлое настоящее будущее

3. на дороге

6.В зале под рукой творческих педагогов

9.Почетное место в доме

1. резина

4.Воздушный шар

7.Добрая память

2. никому не нужная, старая

5.Живой, индивид

8.Счастье, радость от того, что был кому-то нужен

Вывод: рассмотреть этапы жизни героя нам помог системный оператор. С помощью него мы рассмотрели жизнь героя, как целостную систему, установив причинно-следственные связи. Надсистема нам помогла рассмотреть частью чего является наш герой в окружающей действительности, а подсистема помогла рассмотреть его составные части.


Сочинить историю, используя системный оператор (в группе)


Жил на белом свете ………………







Подведение итогов

Итак, уважаемые коллеги, давайте обобщим всю проделанную нами работу.

Цель мастер-класса – показать создание сюжетного текста. Он нацелен, как на аудиторию родителей, так и педагогов.

Не секрет, что почти каждый родитель сталкивается с трудностями при оказании помощи своим детям в создании сказок, рассказов, историй. А учителя, предлагая данные творческие задания своим ученикам на разных уроках должны в первую очередь их этому научить.

Так как предложенная тема мастер-класса является актуальной, поэтому мной был разработан алгоритм создания сюжетного текста, который был предложен сегодня вашему вниманию.

Алгоритм представлен системой методов ТРИЗ технологии, которые я использую не только для развития познавательного интереса учащихся, но и их творческих способностей.

Данный алгоритм позволяет быстро и безболезненно научить ребенка создавать сюжетные тексты, а также научиться этому и самому взрослому. Сейчас мы как раз это и проверим.


НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ (зачитывает группа)


Рефлексия

«хитрые аплодисменты»


- Кто понял, как нужно сочинять истории, поднимите две руки вверх.

- Кому понравилось сочинять – соедините руки вместе.

- Кто доволен сегодня своей работой – поаплодируйте себе.



























Предмет

Признаки предмета

Ассоциации данных признаков с новым предметом









Предмет

Признаки предмета

Ассоциации данных признаков с новым предметом