СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к разработке мероприятия Мастер-класс: «Формирование читательской грамотностис применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка »

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка »»

«ЧТЕНИЕ- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.»   В.А.Сухомлинский

«ЧТЕНИЕ- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.»

В.А.Сухомлинский

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Приём  «ДА – НЕТКА»  Нужно определить верные и неверные высказывания по прочитанному ранее параграфу.

Приём  «ДА – НЕТКА»

Нужно определить верные и неверные высказывания по прочитанному ранее параграфу.

Приём  «ДА – НЕТКА»  Имя существительное Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы  кто? что?  Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему родам.  Кроме того, существительные могут быть одушевленными, то есть обозначать живое существо, и неодушевленными - обозначать предмет. Имя нарицательное - название предмета, обобщенное, абстрактное, употребляемое в устной и письменной речи постоянно. Имя собственное - название, имя человека, персонажа, живого существа, заголовок и т.д. По небу плывут серебристо-серые  облака . (имя нарицательное) Мы посетили ресторан « Облака ». (имя собственное) Имя собственное ВСЕГДА пишется с  заглавной  буквы. Существительные могут изменяться по падежам и числам. В предложении может быть всеми членами предложения.

Приём  «ДА – НЕТКА»

Имя существительное

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы  кто? что?  Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему родам.  Кроме того, существительные могут быть одушевленными, то есть обозначать живое существо, и неодушевленными - обозначать предмет. Имя нарицательное - название предмета, обобщенное, абстрактное, употребляемое в устной и письменной речи постоянно. Имя собственное - название, имя человека, персонажа, живого существа, заголовок и т.д.

По небу плывут серебристо-серые  облака . (имя нарицательное)

Мы посетили ресторан « Облака ». (имя собственное)

Имя собственное ВСЕГДА пишется с  заглавной  буквы.

Существительные могут изменяться по падежам и числам. В предложении может быть всеми членами предложения.

Тема «Имя существительное» Утверждение 1 да Имя собственное - название предмета, обобщенное, абстрактное, употребляемое в устной и письменной речи постоянно. 2 3 нет Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Имя собственное всегда пишется с прописной буквы. 4 Существительные бывают собственными и нарицательными. 5 Существительные могут быть только одушевленными. 6 Существительные могут изменяться по падежам и числам. 7 В предложении существительное является только подлежащим     ​

Тема «Имя существительное»

Утверждение

1

да

Имя собственное - название предмета, обобщенное, абстрактное, употребляемое в устной и письменной речи постоянно.

2

3

нет

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

Имя собственное всегда пишется с прописной буквы.

4

Существительные бывают собственными и нарицательными.

5

Существительные могут быть только одушевленными.

6

Существительные могут изменяться по падежам и числам.

7

В предложении существительное является только подлежащим

   

Тема «Имя существительное» 1 Утверждение да Имя собственное - название предмета, обобщенное, абстрактное, употребляемое в устной и письменной речи постоянно. 2 нет Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. 3 4 + + Имя собственное всегда пишется с прописной буквы. 5 Существительные бывают собственными и нарицательными. Существительные могут быть только одушевленными. + + 6 Существительные могут изменяться по падежам и числам. 7 + В предложении существительное является только подлежащим + +     ​

Тема «Имя существительное»

1

Утверждение

да

Имя собственное - название предмета, обобщенное, абстрактное, употребляемое в устной и письменной речи постоянно.

2

нет

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

3

4

+

+

Имя собственное всегда пишется с прописной буквы.

5

Существительные бывают собственными и нарицательными.

Существительные могут быть только одушевленными.

+

+

6

Существительные могут изменяться по падежам и числам.

7

+

В предложении существительное является только подлежащим

+

+

   

ИНСЕРТ – маркировка текста значками по ходу чтения Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

ИНСЕРТ –

маркировка текста значками по ходу чтения

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

Прочитайте, используя прием ИНСЕРТ - маркировку текста значками по ходу чтения Жили себе дед да баба,  Была у них курочка ряба.  Снесла курочка яичко.  Яичко не простое — золотое.  Дед бил, бил –   Не разбил.  Баба била-била –   Не разбила.  Мышка бежала,  Хвостиком махнула,  Яичко упало и разбилось.  Дед плачет, баба плачет,  Курочка кудахчет:  «Не плачь, дед, не плачь, баба!  Я снесу вам яичко другое,  Не золотое – простое». « v » - знаю « + » – новое « - » – сомневаюсь « ? » - хочу понять

Прочитайте, используя прием ИНСЕРТ - маркировку текста значками по ходу чтения

Жили себе дед да баба, Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил –  Не разбил. Баба била-била –  Не разбила. Мышка бежала, Хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, Не золотое – простое».

« v » - знаю

« + » – новое

« - » – сомневаюсь

« ? » - хочу понять

Золотое яйцо - это символ смерти. Рябая курочка - посредник между миром живых и миром мёртвых. Разбить золотое яйцо - победить смерть. Простое яичко, живое, - это символ новой жизни.    Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Золотое яйцо - это символ смерти.

Рябая курочка - посредник между миром живых и миром мёртвых.

Разбить золотое яйцо - победить смерть.

Простое яичко, живое, - это символ новой жизни.

Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

ГЕКСЫ – графическая систематизация материала В центре всегда располагается ключевое понятие. звуки согласные гласные шумные ударные сонорные безударные глухие звонкие твердые мягкие Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.

ГЕКСЫграфическая систематизация материала

В центре всегда располагается ключевое понятие.

звуки

согласные

гласные

шумные

ударные

сонорные

безударные

глухие

звонкие

твердые

мягкие

Наши мысли уже не громоздятся,

а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.

ГЕКСЫ – графическая систематизация материала Работа в группе.  Совместно выберите те гексы, которые будут соответствовать вашей теме и прикрепите на доску. Темы:  1.Гласные в приставках пре-, при- 2.Правописание сложных существительных с корнем пол- 3.Части речи

ГЕКСЫ – графическая систематизация материала

Работа в группе.

Совместно выберите те гексы, которые будут соответствовать вашей теме и прикрепите на доску.

Темы:

1.Гласные в приставках пре-, при-

2.Правописание сложных существительных с корнем пол-

3.Части речи

Реконструкция предложения  Составить новое предложение, взяв из предложенных по одному слову. Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями. Из  предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе. Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер. Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения. Добавить союз и продолжить предложение однородным членом.

Реконструкция предложения

Составить новое предложение, взяв из предложенных по одному слову.

  • Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
  • Из предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе.
  • Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
  • Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.
  • Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения.
  • Добавить союз и продолжить предложение однородным членом.
Реконструкция предложения  Составить новое предложение, взяв из предложенных по одному слову. Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями. Из  предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе. Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер. Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения. Добавить союз и продолжить предложение однородным членом. Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поля.

Реконструкция предложения

Составить новое предложение, взяв из предложенных по одному слову.

  • Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
  • Из предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе.
  • Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
  • Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.
  • Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения.
  • Добавить союз и продолжить предложение однородным членом.

Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поля.

Приём «КУБИК БЛУМА» Предлагаю познакомиться с текстом и, используя кубик Блума, придумать вопросы к тексту. Это притча «Слепой».  ( Притча — это маленький рассказ, несущий какое-либо поучение.)

Приём «КУБИК БЛУМА»

Предлагаю познакомиться с текстом и, используя кубик Блума, придумать вопросы к тексту.

Это притча «Слепой».

( Притча — это маленький рассказ, несущий какое-либо поучение.)

Слепой В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке. Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна? Медсестра печально улыбнулась:

— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Лингвистическая сказка.  Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.   Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:  «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

Лингвистическая сказка.

Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.

Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:

«Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

Лингвистическая сказка.  Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.   Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:  «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

Лингвистическая сказка.

Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.

Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:

«Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

  Приём «ПИСЬМО С ПРОБЕЛАМИ»   Текст - это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме.  Основными признаками текста являются связность и цельность . Предложения, входящие в текст, расположены в определенном порядке. Это создает связность текста. Цельность тексту придает смысловое единство.  Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою тему . Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной идеей .

  Приём «ПИСЬМО С ПРОБЕЛАМИ» 

Текст - это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме. Основными признаками текста являются связность и цельность . Предложения, входящие в текст, расположены в определенном порядке. Это создает связность текста. Цельность тексту придает смысловое единство.

Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою тему . Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной идеей .

  Приём «ПИСЬМО С ПРОБЕЛАМИ»  Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты.  Текст - это связанное ……. и грамматически высказывание в устной или письменной форме.  Основными признаками текста являются ….. и ……... Предложения, входящие в текст, расположены в определенном ….. . Это создает …… текста. Смысловое единство придаёт тексту …… .  Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет ….. . Предложения в тексте объединяются не только …. , но и ……. .

  Приём «ПИСЬМО С ПРОБЕЛАМИ» 

Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты.

Текст - это связанное ……. и грамматически высказывание в устной или письменной форме.

Основными признаками текста являются ….. и ……... Предложения, входящие в текст, расположены в определенном ….. . Это создает …… текста. Смысловое единство придаёт тексту …… .

Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет ….. . Предложения в тексте объединяются не только …. , но и ……. .

  Приём «ПИСЬМО С ПРОБЕЛАМИ»  Проверь себя  Текст - это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме.  Основными признаками текста являются связность и цельность . Предложения, входящие в текст, расположены в определенном порядке . Это создает связность текста. Цельность тексту придает смысловое единство.  Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою тему . Предложения в тексте объединяются не только темой , но и основной идеей .

  Приём «ПИСЬМО С ПРОБЕЛАМИ» 

Проверь себя

Текст - это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме. Основными признаками текста являются связность и цельность . Предложения, входящие в текст, расположены в определенном порядке . Это создает связность текста. Цельность тексту придает смысловое единство.

Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою тему . Предложения в тексте объединяются не только темой , но и основной идеей .

  Приём «ДИКТАНТ ЗНАЧЕНИЙ»  Определите и запишите слово по его лексическому значению. Тема « Правописание слов с удвоенными согласными » - « Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь »  - « Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество »   - « Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу » - « Место, где продают билеты » - « Дорога с рядами деревьев по сторонам »  - « Заболевание, которым часто болеют дети и взрослые в зимний период »  - « Постоянно действующая творческая группа актеров, певцов, музыкантов » - « Укрепленная платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов »  « Искусственный водоем, сооружаемый для плавания, декоративных целей »

  Приём «ДИКТАНТ ЗНАЧЕНИЙ» 

Определите и запишите слово по его лексическому значению.

Тема « Правописание слов с удвоенными согласными »

- « Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь »

- « Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество »

- « Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу »

- « Место, где продают билеты »

- « Дорога с рядами деревьев по сторонам »

- « Заболевание, которым часто болеют дети и взрослые в зимний период »

- « Постоянно действующая творческая группа актеров, певцов, музыкантов »

- « Укрепленная платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов »

« Искусственный водоем, сооружаемый для плавания, декоративных целей »

  Приём «ДИКТАНТ ЗНАЧЕНИЙ»  Проверь себя - Ко рр еспондент - Мирово зз рение  - Хо кк ей - Ка сс а - А лл ея - Гри пп  - Тру пп а - Пе рр он - Ба сс ейн

  Приём «ДИКТАНТ ЗНАЧЕНИЙ» 

Проверь себя

- Ко рр еспондент

- Мирово зз рение

- Хо кк ей

- Ка сс а

- А лл ея

- Гри пп

- Тру пп а

- Пе рр он

- Ба сс ейн

 

 

   Проверь себя Самостоятельная часть речи. Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В предложении бывает определением и сказуемым. Изменяется по родам, падежам и числам. Имеет краткую форму.

 

Проверь себя

Самостоятельная часть речи. Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В предложении бывает определением и сказуемым. Изменяется по родам, падежам и числам. Имеет краткую форму.

  Рефлексия БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.  УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.  СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации  БЕЗЫМЯННЫЙ  - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.  МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Рефлексия

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

  Рецепт счастья Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.       (Надежа Курбатова) Будьте счастливы!!!

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Надежа Курбатова)

Будьте счастливы!!!

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!