СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование читательской грамотности»»



Мастер-класс «Формирование читательской грамотности»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формирования читательской грамотности на уроках литературы

Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями, связанными с читательской грамотностью;

  2. представить приёмы работы с текстом на уроках литературы;

  3. отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах);

Целевая аудитория: педагоги Время проведения – 25-30 минут Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.

Этапы мастер-класса:

1. Организационный : вступительное слово, деление на микрогруппы; постановка целей и задач мастер-класса.

2. Теоретическая часть основные понятия темы

3. Практическая часть: проведение «урока» с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса: обсуждение результатов совместной деятельности.

План-конспект мастер-класса

1. Вступление

- Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Формирование читательской грамотности». Слайд 1

Я предложу вашему вниманию приемы работы с текстом, их очень много, с некоторыми из них вы поработаете в группе.

2. Теоретическая часть (сопровождается презентацией)

- Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В настоящее время всё больше мы слышим о функциональной грамотности. Что же это такое?

Слайд 2

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основными компонентами функциональной грамотности являются: читательская грамотность, математическая грамотность и естественно - научная грамотность.

- Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно - ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования. В ней позиционируются следующие положения:

  • Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда, устарела.

  • Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям.

- Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Компетенция – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетенция – это набор ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.      

Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому нам нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без воспитания любви к книге невозможно формирование читательской информационной культуры.

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга. Однако во многих странах предпринимаются активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Согласно данным, опубликованным на портале Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), по уровню естественно -научной грамотности российские школьники оказались на 33-м месте среди других стран участниц, по уровню математической грамотности – на 30-м, читательской – на 31-м.

Слайд 3

Международное исследование PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста. Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению.

Слайд 4

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. И сегодня на нашем мастер классе я хочу вам предложить задания, которые, по моему мнению, помогут в развитии читательской грамотности, научат работать с текстом, извлекать из него необходимую информацию.

Слайды 5,6 Методы и приёмы, формирующие читательскую грамотность.

- Некоторые приёмы мы сейчас рассмотрим. Перейдём от теории к практике.

  1. Практическая часть.

1) Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

3. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

4. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

5. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

- Какой приём я сейчас использовала? Конечно, эти вопросы для вас. Детям задаю вопросы по произведению.

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом спрашиваю: Что нового узнали, прочитав произведение или главу? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового.

Задание группе: придумайте вопросы при изучении какого-либо произведения, используя приём «Верите ли вы?»

2) Концептуальная таблица

Приложение 1

- Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов.

Заполнить таблицу: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Работа в группе. Предложены пустые таблицы для заполнения. Материал разрезан, чтобы сэкономить время (для педагогов). Дети заполняют на уроке, пользуясь текстом произведения. Могут быть разные варианты работы…( работа в группе; домашнее задание; индивидуальная работа по конкретному герою, затем коллективное заполнение…)

–Какие умения формирует данное задание?

3)  «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Ученикам предлагается собрать текст (если он небольшой) или план из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. Это может быть и восстановление пропущенных слов.

4) «Синквейн» Приложение 2 (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Например, составим синквейн к характеристике Андрея Соколова из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» (используя опорное слово герой)

5) Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

6) Приём «Тонкий и толстый вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы, соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

7) Примеры заданий по формированию умений читательской грамотности.

- Система заданий в УМК под ред. Коровиной В.Я. направлена на серьезную работу по развитию речи, на обогащение словарного запаса ученика, прослеживается движение от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного. Все это способствует формированию правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения

А) Приложение 3 - Какие умения формируются при выполнении данных заданий? (Найти и извлечь информацию – это умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.); добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание).

Б Приложение 4 - Какие умения формируются при выполнении данных заданий? (Интегрировать и интерпретировать – это умение распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями; сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; понимать настроение и общий тон произведения; находить практическое применение информации из текста; понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать).

В Приложение 5 - Какие умения формируются при выполнении данных заданий? (Осмыслить и оценить – это умение связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом).

4. Рефлексия

-Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном ответе освобождайте один палец.

  1. Интересно ли было вам работать?

  2. Всё ли вам было понятно?

  3. Со всеми ли заданиями вы справились?

  4. Полезной ли была эта деятельность?

  5. Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих занятиях?

- Какими наработками вы хотели бы поделиться с коллегами?

- Спасибо за работу!



Приложение 1

Заполнить таблицу: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Помещик

Окружающая обстановка

портрет

характер

Отношение к просьбе Чичикова






















































Приложение 2

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Герой (Соколов) Самоотверженный, мужественный Защищает, сражается, побеждает Находит выход из любой ситуации Защитник































Приложение 3

А) Решению этой задачи способствуют вопросы и задания рубрик «Проверь себя», «Размышляем о прочитанном», «Обогащаем свою речь. Совершенствуем свою речь», «Вопросы и задания повышенной сложности».

  • Выберите слова и выражения, которые встречались вам (или могли встретиться) в народных сказках, те, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке: простился, в путь-дорогу снарядился, ждет-пождет милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белёшенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой в злобе, трубит уже молва.

  • Тургенев И.С. в рассказе «Муму» запечатлел человека, не сломленного крепостническим гнетом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

  • Найдите в сказке «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского А. слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривали, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи?

  • Вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа.

  • В какой части стихотворения С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» мы слышим интонацию русской народной песни? Найдите эти строки в тексте стихотворения и прочитайте вслух.

  • Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для этого поэта? Как вы понимаете эти слова? Найдите их в тексте стихотворения.





- Какие умения формируются при выполнении данных заданий?









Приложение 4

Б Решению этой задачи способствуют  рубрики «Учимся читать выразительно», «Проект. Творческое задание».

  • Подготовьте выразительное чтение рассказа Н. В. Гоголя «Заколдованное место». Обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения, на особенности их произнесения. Подумайте, как нужно прочитать слова деда, чтобы почувствовать гоголевский юмор.

  • Прочитайте стихотворение так, чтобы все слушатели почувствовали ваше отношение и к хохотунье Весне, и к ворчливой Зиме.

  • Организуйте и проведите в классе конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. При награждении победителей в качестве призов можно использовать открытки с литературной тематикой, поэтические сборники.

  • Подготовьте чтение диалога Алёши и учителя по ролям. Жюри будет оценивать исполнение-чтение каждого чтеца. (Сказка А. Погорельского «Чёрная курица»).

  • Подготовьте постановку нескольких картин из пьесы – сказки «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. Определите, кто будет режиссером, кто - актерами. Группа художников займется подготовкой декораций и костюмов. Звукооператоры подберут музыкальное сопровождение. Поэты напишут тексты стихотворных приглашений, а кинооператоры снимут ваш спектакль на видео.

  • Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».

  • Подготовьте стихотворение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…» к чтению в классе, передав торжественное и скорбное звучание произведения.





- Какие умения формируются при выполнении данных заданий?













Приложение 5

В Задания из рубрики «Литература и другие виды искусства»

  • Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мертвой царевне…», покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.

  • Вы прочитали стихотворение А. Фета «Задрожали листы, облетая…» В чем смысл противопоставления «шумящей мглы» и « теплого гнездышка».

  • Можно ли сказать, что А. Фет прислушивается к звукам, всматривается в окружающий мир, чтобы самое обычное событие, знакомое каждому, осветилось по-новому? Испытывали ли вы такое же состояние, которое переживает поэт в стихотворении?

  • Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Совпадают ли они с вашим мнением?

  • Проследите по статье Б.М. Эйхенбаума о рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был написан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом?

  • Рассмотрите иллюстрации художников Ю. Петрова, А. Иткина, М. Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

  • Различаются ли общая тональность, настроение прозвучавших стихотворений Ф. И. Тютчева и стихотворения А.Н. Плещеева? Как вы думаете почему?

  • Сравните летний пейзаж в стихотворении Ф.И. Тютчева и И.С. Никитина. Чем отличаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актеры?

  • В сказе «Медной горы Хозяйка» немало названий тех мест, где происходят события: « за Северушкой» где-то…»; « на Гумешках то есть…»; « с Красногорки убираться…». А в волшебных сказках место действия обычно указывается очень неопределенно: «В некотором царстве, в некотором государстве». Как вы объясните такие «географические» различия между сказом и сказкой?

  • Что в пьесе – сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся?



- Какие умения формируются при выполнении данных заданий?









Список литературы

  1. Э. А. Орлова. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений

  2. Концепция национальной программы поддержки и развития чтения

  3. Крылова О. В. Формирование читательской грамотности