СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс – «формирование действий контроля на уроках в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В свете ФГОС на первый план выдвигаются развивающие цели обучения, способствующие формированию самостоятельно мыслящей личности и обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Одной из важнейшей составляющей урока в этом ракурсе являются элементы самоконтроля.

Действие контроля — есть действие сличения, соотнесения учебных действий с заданным образцом. Первоначально контроль за выполнением учебных действий ученика производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на недостатки учебных действий. На протяжении всего процесса обучения ученик должен овладеть действием контроля по результату, по содержанию, по планированию.

 Самоконтроль ученика предполагает:

умение оценивать свою работу адекватно;

умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;

умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;

умение самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать алгоритм проверочного действия.

Существует три вида самоконтроля: предварительный, предполагающий составление плана выполнения задания и умение заранее предвидеть ошибкоопасные места.

Пооперационный контроль – предполагает постоянную сверку выполняемых действий с уже готовым планом работы.

Контроль по результату – анализ и оценка результатов учебной деятельности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Итак, на этом мастер-классе я продемонстрирую прием пооперационного контроля – контрольный лист. Данный прием можно использовать, как на протяжении всего урока, так и во время выполнения конкретного задания.

В контрольных листах я прописываю ту деятельность, которая планируется в течение урока. Либо, если это 3 или 4 класс, то ученики могут попробовать самостоятельно составить тот алгоритм, с помощью которого можно будет пошагово контролировать выполняемые действия.

 На протяжении урока обучающиеся по мере выполнения задания отмечают те шаги, которые им удалось выполнить. Такие же контрольные листы я использую и при выполнении конкретного задания.

Контрольные листы позволяют ученику отследить свою деятельность на уроке, понять в каких местах возникли затруднения, обозначить свои успехи в учебной деятельности.

В качестве отметок выполнения действия можно использовать разные цвета, где красный цвет будет обозначать невыполнение шага, желтый цвет – показывает затруднение ученика, зеленый цвет – задание выполнено.

Предлагаю рассмотреть данный прием на конкретном примере. Для этого я взяла текстовую задачу из учебника математики. Как вы думаете, какие шаги деятельности можно написать в контрольный лист, чтобы ученики самостоятельно могли контролировать выполнение задания?

Также этот прием отлично используется на уроках и русского языка.

Теперь предлагаю вам поработать в группах и составить контрольный лист самостоятельно. Первая группа возьмет урок математики, вторая группа урок русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс – «формирование действий контроля на уроках в начальной школе».»

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького  Мастер-класс «Формирование действия самоконтроля на уроках в начальной школе»  Выполнила: студентка группы 20П-6, отделения «Преподавание в начальных классах», Волченко М.О.

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Мастер-класс

«Формирование действия самоконтроля на уроках в начальной школе»

Выполнила:

студентка группы 20П-6, отделения «Преподавание в начальных классах», Волченко М.О.

Действия контроля – соотнесение выполненных учебных действий с заданным образцом. Выделяет элементы из полученного результата Соотносит каждый элемент с образцом Определяет недостатки в выполнении учебных действий Выставляет отметку

Действия контроля – соотнесение выполненных учебных действий с заданным образцом.

Выделяет элементы из полученного результата

Соотносит каждый элемент с образцом

Определяет недостатки в выполнении учебных действий

Выставляет отметку

поиск рациональных способов решения проблемы самостоятельное составление алгоритма проверки адекватная оценка нахождение собственных ошибок изменение алгоритма действия

поиск рациональных способов решения проблемы

самостоятельное составление алгоритма проверки

адекватная оценка

нахождение собственных ошибок

изменение алгоритма действия

Предварительный самоконтроль - это умение составить план действий, необходимый для решения задачи и заранее предвидеть трудные места. Пооперационный самоконтроль  - это постоянная сверка выполняемых действий с уже готовым планом. Завершающий самоконтроль - это анализ и оценка своих результатов, при необходимости — внесение исправлений.

Предварительный самоконтроль

- это умение составить план действий, необходимый для решения задачи и заранее предвидеть трудные места.

Пооперационный самоконтроль

- это постоянная сверка выполняемых действий с уже готовым планом.

Завершающий самоконтроль

- это анализ и оценка своих результатов, при необходимости — внесение исправлений.

Снижает страх Уменьшает тревожность Формирует верные целевые установки Развивает самостоятельность

Снижает страх

Уменьшает тревожность

Формирует верные целевые установки

Развивает самостоятельность

Контрольный лист Отметка о выполнении Пошаговая деятельность

Контрольный лист

Отметка о выполнении

Пошаговая деятельность

УМК: «Школа России» 3 класс Контрольный лист Внимательно прочитал задачу Определил условие и вопрос задачи Составил краткую запись Выполнил необходимые вычисления Записал ответ задачи

УМК: «Школа России»

3 класс

Контрольный лист

Внимательно прочитал задачу

Определил условие и вопрос задачи

Составил краткую запись

Выполнил необходимые вычисления

Записал ответ задачи

УМК: «Школа России» 3 класс Контрольный лист Списал пословицы Нашел в предложениях формы слова Выделил окончание

УМК: «Школа России»

3 класс

Контрольный лист

Списал пословицы

Нашел в предложениях формы слова

Выделил окончание