СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»»

Конспект мастер-класса на тему:

«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Целевая аудитория мастер-класса: педагогические работники школ.

Форма проведения: деловая имитационная игра.

Время: 15.

Материально-техническое оснащение мастер-класса: компьютер, интерактивная доска.

Методическое сопровождение: презентация, раздаточный материал.

Ход мастер-класса:

Подготовительно-организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.

Слайд. За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете. Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, (три цвета) посадите ее на свою ладонь, и посмотрите одну притчу (видео)

2 слайд “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.


Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Требуется пересмотр целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

(слайд 3)Давайте обратимся к цитатам которые указаны на обратной стороне бабочки. Прочитайте их и подумайте, какова будет тема нашего мастер-класса?

-Действительно, все цитаты говорят о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а для этого необходимо развивать на уроках функциональную грамотность.

-Сегодня Вы подробнее познакомитесь с различными приемами развития функциональной грамотности на уроках. Надеемся, этот опыт будет полезен вам в работе. Для начала посмотрите фрагмент из м/ф «Вовка в тридевятом царстве». Определите, формируют ли задания Василис Премудрых функциональную грамотность для современного ученика? (слайд 4)

(смотрят фрагмент м/ф, отвечают на вопрос)

- Спасибо за ваши ответы. Давайте узнаем, какова же цель нашего мероприятия сегодня.

Цель нашего МК – внедрение приемов развития функциональной грамотности на уроках, что должно привести к повышению результативности. (слайд 5)

-Для развития функциональной грамотности на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» во 2 колонке, напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка) ТАБЛИЦА

- Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?

- Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.

Презентация (каждый прием на отдельном слайде) А я в своей работе чаще всего использую такие приемы: ГДЕ сказать

9.Денотатный граф - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Перевод словосочетания «Денотатный граф»: «обозначаю» и «пишу».



Примерная схема «денотатного графа»

Ключевое слово

глагол глагол глагол

имя имя имя имя имя имя

глагол глагол глагол глагол глагол глагол глагол

имя имя имя имя имя имя имя

Правила составления денотатного графа.

1. Выделяем в тексте ключевое слово или понятие

2. Чередуем в графе имена существительные (или группу слов с ними) и глаголы.

3. Каждое слово графа по смыслу связываем с ключевым словом.

4. Строки-«веточки» получаем разной длины и объема.

5. Проверяем смысловые связи любого слова графа с ключевым словом.

Для работы в классе денотатный граф можно использовать на этапе проверки домашнего задания, на обобщающих уроках, в групповой работе, в качестве творческого домашнего задания. При закреплении изученного материала можно предложить учащимся готовый денотатный граф с пропущенными словами.

Преимущества использования денотатного графа

  • с использованием графических схем можно представить всю проблему целиком;

  • графика помогает наглядно и понятно для себя и других слушателей представить структуру проблемы;

  • когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;

  • повышается мотивация, легче воспринимать информацию, легче составить ответ, вспомнить, выучить;

- Мы с вами ознакомились с большим количеством разнообразных приемов развития ФГ на уроке.

На практической части нашего мастер-класса мы познакомимся подробнее с приёмом «Денотатный граф».





Практическая часть

- Итак, на столах у каждой группы материалы для выполнения заданий практической части, которые нужно выполнить на листе А4. Выполните задание и подготовьтесь к его публичной защите. Желаем успеха!

После выполнения задания каждой группе предлагается защитить работу.

- Спасибо за прекрасные выступления. Теперь вернёмся к таблице. Отметьте, какие приёмы ФГ вы научились использовать, о каких приёмах узнали.

-Итак, давайте подведем итоги нашего мастер-класса. Какие приемы развития ФГ смыслового чтения вас заинтересовали и какие из них вы будете использовать на своих уроках для повышения результативности и качества образования?


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Приложение №1 Цитаты для карточек:

«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский

«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)

«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы

«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы

«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский










Приложение №2

Приём

Знаю

Узнал

Отсроченная отгадка





Проблемная ситуация





Кластер




Корзины идей




Лови ошибку




Своя опора




Шаг за шагом




Денотатный граф





Яркое пятно




Удивляй





Приложение № 3 Тексты для создания денотатного графа

Текст 1


Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (161 слово)


Текст 2


В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.



Текст 3


Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. 

Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.