СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры












Мастер-класс

«Формирование функциональной грамотности

на уроках окружающего мира»









Учитель:

Выходцева Ольга Евгеньевна

Высшая квалификационная категория















2022 г.



Современный, быстро меняющийся, насыщенный информацией мир требует от человека умения и навыка быстро и нестандартно находить единственно верное для себя решение, привлекая нужные информационные ресурсы, помогающие достичь своей цели.

Учащиеся начальной школы – пока еще не самостоятельные люди, зачастую не умеющие принимать требующиеся от них решения, но в каждом из них я вижу личность, которой нужно помочь освоиться, научить самостоятельно творчески и активно действовать и взаимодействовать в микро и макро социумах, быть инициативным и способным творчески мыслить. Программа максимум для каждого учащегося – индивидуально для себя выбрать профессиональный путь, быть готовым обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности в течение всей жизни.

На этапе начальной школы я обучаю детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, обучаю умению анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

Моя цель не в том, чтобы учащиеся знали как можно больше, а в том, чтобы они умели действовать и решать проблемы в любых ситуациях, то есть обучаю детей быть функционально грамотными.

«Окружающий мир» в начальной школе – очень необходимый и познавательный курс, который помогает детям продолжать развиваться на их возрастном этапе и приобретать важный практико-ориентированный жизненный опыт. Однако, большой объем информации требует умения от детей быстро и правильно воспринимать и интерпретировать ее, а самое главное – уметь воспользоваться ею для себя в нужный момент.


Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока окружающего мира, на котором происходит формирование читательской грамотности.


Шум моря

Мы с вами отправляемся в научную экспедицию.

А куда, вы узнаете, прослушав аудиозапись.


Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и тёплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там.




В научную экспедицию по побережью Чёрного моря.

Отправляются:

зоологи,

ботаники,

экологи,

путешественники,

спасатели.

Каждая группа будет работать над своим научным мини-проектом.


У вас на столах «Рабочий лист – инструкция»

№1

№2


Зоологи работают с информацией в учебнике. И как дополнение атлас-определитель. (стр.

У вас есть картинки. Информацию представить в таблице в виде картинок. Подписать название.

Задание для зоологов

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли животный мир Чёрного моря и его берегов?


1.Прочитать в учебнике информацию на странице 98 «Растительный и животный мир Чёрного моря и его берегов».

Атлас-определитель. (стр.130-131, 140-141, 158 – 159)


2. С помощью информации из учебника наклеить рисунки животных в соответствующие столбцы таблицы.

Обитатели суши


Обитатели суши, добывающие пищу в море:

Обитатели моря


косуля

богомол

цикада

жужелица

чайки

бакланы


дельфины

морской конек

морские иглы

медузы

краб



№3





Задание для зоологов


Пользуясь информацией из учебника и справочника, составить схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа.

Водоросли – рыбы - бакланы


№4

Задание для ботаников

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли растительный мир берегов Чёрного моря?

Распредели растения на группы.

Широколиственны

деревья

Растения, привезённые из теплых стран

Растения сада

дуб

бук

каштан настоящий

кипарисы

магнолии

пальмы

грецкие орехи

инжир

абрикосы

персики


№5



Экологи работают с текстом учебника и РТ.

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Ваша задача: экологические проблемы, представленные в виде рисунка, сформулировать высказыванием.

Карточка для экологов:

1. Выполните задание на распечатанной странице рабочей тетради. (Стр.62, № 5).

Подумайте, какие экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

1. Загрязнение воды. Попадание сточных вод в море

2.Отлов редких насекомых. Отдыхающие ловят на память жуков, бабочек и других насекомых

3.Загрязнение мусором от туристов. Отдыхающие выбрасывают мусор

4. Вырубка деревьев. Незаконная вырубка лесов

5.Бесконтрольный сбор редких растений. Отдыхающие срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников


№6





Карточка для экологов:

Используя учебник (с. 101), перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

№7

Задание для группы «Спасатели»

Используя текст учебника (стр. 98-99), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила.

Как отдыхать у моря?

  1. Купайся только под присмотром взрослых.

  2. Не заплывай за буйки.

  3. Не купайся в шторм.

  4. Не выходи под солнце без головного убора.

  5. Загорай только в утренние или вечерние часы.

  6. Тщательно мой руки, а также овощи и фрукты.

  7. Не ешь незнакомые ягоды и плоды с кустов и деревьев.



№8

Задание для группы «Путешественники»



Я приглашаю к компьютеру.

Проблемный вопрос:

Что интересного можно увидеть в НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «СОЧИНСКИЙ»?

С помощью интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?



Сотрудники парка постоянно проводят мониторинг состояния природы, следят за состоянием лесов и чистотой побережья, защищают диких животных от браконьеров.







Для презентации своей работы приглашаются ЗООЛОГИ.

Какая у вас была учебная задача?



Для презентации своей работы приглашаются БОТАНИКИ

Какая у вас была учебная задача?



Для презентации своей работы приглашаются ПУТЕШЕСТВЕННИКИ.

Какая у вас была учебная задача?


ИТОГ

Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках осуществляется в процессе работы с разными источниками информации

- текст учебника

-справочный материал

-интернет-ресурсы.

И может быть представлена в виде таблиц, иллюстраций, памяток.


Представление знаково-символической информации в виде высказывания.


В настоящее время дети сталкиваются с большим объёмом информации.


Такая систематическая работа помогает детям научиться разбираться в инструкциях, планировать свою деятельность, выделять главную мысль в большом объёме информации, уметь выразить своё мнение.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!