СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках родного языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Формирование  функциональной грамотности учащихся на уроках родного  языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС». В ходе мастер-класса можно ознакомиться с различными видами работ формирования функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках родного языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС »»

Мастер-класс

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках родного языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС »

Слайд 1— Здравствуйте, уважаемые коллеги . Сегодня мы с вами проведем мастер- класс. Перед вами лежат карточки с цитатой . Давайте обратимся к цитатам. Прочитайте их и подумайте, какова будет тема нашего мастер-класса?

Приложение №1 Цитаты для карточек:



«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский

«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)

«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы

«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы

«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский



-Действительно, все цитаты говорят о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а для этого необходимо развивать на уроках ФГ.(слайд 1)



-Сегодня Вы подробнее познакомитесь с различными приемами развития функциональной грамотности на уроке родного языка и литературы. Надеемся, этот опыт будет полезен вам в работе.



Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.



Называется она «Чайная церемония».



«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.

— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.



Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.



Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

— самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

— «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

— умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».



Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет интерактивные методы и игровые технологии обучения. Вот, например, современные учёные-педагоги, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был только звуковым, то ученик запоминал бы около 25% объема, если информация была представлена зрительно — около 33%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 50%, а если вовлечь интерактивные методы обучения в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.



В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках родного языка , которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.



Что же такое функциональная грамотность?

Слайд 2

-Функциональная грамотность( по определению А.А.Леонтьева) –способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 3

-Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка)

Приём

Знаю

Узнал

Отсроченная отгадка



Проблемная ситуация



Кластер



Корзины идей



Лови ошибку



Своя опора



Шаг за шагом



Денотатный граф



Яркое пятно



Удивляй



- Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?

- Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.

Презентация (каждый прием на отдельном слайде)

слайд 4

1)Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, что Ъ не обозначает никакого звука, что нет слов которые начинаются с Ъ … И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в мордовском языке существуют слова, которые начинаются с Ъ? (Ърдаз, Ърьвя,)

Представим, что попали на урок, который начался с музыкальной заставки киножурнала «Ералаш» (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.

2) Еще один способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

При изучении темы «Текст. Признаки текста» в 5 классе урок начинаю с вопроса «Что общего между предметами, изображенными на слайде?» Мы видим разную ткань, оформленную в рулоны, и книгу с напечатанным текстом

В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. Если из куска ткани вынуть хоть одну ниточку, то ткань испортится. Так и любой текст. Потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.

— Предположите, что станет на уроке предметом нашего разговора? — текст

Слово ТЕКСТ произошло от латинского слова, означает «ткань, единство» (т.е. словесное единство). — Что можно исследовать и анализировать в тексте? Законы построения текста, как связан текст, признаки текста

3) Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.

Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..

4) Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.

4.Приём «Цветные поля» Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.

Красные поля — «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»

синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».

5) Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Провописание имен собственных»: дети выполняют задание:

Течет река мокша. Народ Мокша очень трудолюбивый.

6. Прием «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».

Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках родного языка и литературы.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков — шести типов вопросов:

1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие – это самостоятельная часть речи?»

2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей дляØ обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

3.Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно — следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

4.Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения,Ø прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

5.Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

6.Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

— Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

Компьютерная грамотность

Юридическая грамотность

Экономическая грамотность

Экологическая грамотность

Грамотность в вопросах здоровья

Грамотность в вопросах семейной жизни


Свое выступление позвольте закончить словами Булгакова: Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков

Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и . зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая- я ее умертвлю , если мертвая- выпущу. Все в твоих руках. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.

У вас на столах две бабочки: зеленая и желтая. Если вам понравился мой мастер- класс, это было актуально, полезно, интересно и вы будете использовать в своей работе-возьмите зеленую бабочку. Ну, а сели это вас совсем не тронуло- желтую бабочку.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!





- Мы с вами ознакомились с большим количеством разнообразных приемов развития ФГ на уроке. На практической части нашего мастер-класса мы познакомимся подробнее с приёмом «Денотатный граф».

Практическая часть

- Итак, сейчас мы раздаем группам материалы для выполнения заданий практической части. Каждой группе (2 группы) раздаются задания (также справка о том приеме, с которым работают), которые нужно выполнить на листе А4. Выполните задание и подготовьтесь к его публичной защите. Желаем успеха!

После выполнения задания каждой группе предлагается защитить работу.

- Спасибо за прекрасные выступления. Теперь вернёмся к таблице. Отметьте, какие приёмы ФГ вы научились использовать, о каких приёмах узнали.

-Итак, давайте подведем итоги нашего мастер-класса. Какие приемы развития ФГ смыслового чтения вас заинтересовали и какие из них вы будете использовать на своих уроках для повышения результативности и качества образования?

Спасибо за ответы и за продуктивную работу на МК. Чтобы эффективно использовать эти приемы на своих уроках, мы подготовили для вас буклеты. До свидания, до новых встреч!

Приложение №1 Цитаты для карточек:

«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский

«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)

«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы

«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы

«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский

Приложение №2

Приём

Знаю

Узнал

Отсроченная отгадка



Проблемная ситуация



Кластер



Корзины идей



Лови ошибку



Своя опора



Шаг за шагом



Денотатный граф



Яркое пятно



Удивляй



Приложение № 3 Тексты для создания денотатного графа

Текст 1

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаётсвойобраз как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляетсвои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древностисформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передатьегопотомкам. (161 слово)

Текст 2

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что этоувеличивает словарный запас человека, вырабатываетчёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что ониоказывают значительное влияниена наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди поройначинают меняться в лучшую сторону.

Текст 3

Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности,свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша странастанет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоятьлюди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. 

Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культуройзанимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.