СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности!

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности!»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БОРИСА ВАСИЛЬЕВИЧА БЕЛЯВСКОГО














Мастер-класс

на тему: «Эффективные приемы и методы формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности»










Выполнила:

классный руководитель

учащихся 7а класса

Васюткина И.В.












Жуковка, 2024 г.

- Добрый день, коллеги!

Эпиграф

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци.

Начать своё выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


Учитель оказался очень мудрым наставником для своих учеников. Ведь он понимает, что самые прочные знания те, которые добываются самостоятельным трудом и применяются в жизни. Это самое главное, чему сегодня школа должна учить своих детей. Ещё в те далёкие времена педагоги определили важность и ценность формирования функциональной грамотности школьников.

Как учитель математики приведу статистический пример: человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


Тема мастер-класса «Эффективные приемы и методы формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности».

Необходимо отметить, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Виды функциональной грамотности:

1.    Читательская грамотность

2.    Математическая грамотность

3.    Естественнонаучная грамотность

4.    Финансовая грамотность

5.    Глобальные компетенции

6.    Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. 

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству. 


Прежде чем приступить к работе, я попрошу вас выполнить одно нехитрое задание.

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя).


Желаю вам, безусловно, позитивного настроя и продуктивной работы, творческих успехов.

Только вместе в сотрудничестве мы можем работать на результат.

В начальной школе мы имеем разнообразие внеурочной деятельности: «Разговоры о важном», «Азбука родного края», «Природа родного края», «История родного края», «Культура родного края» , «Орлята России», «Хочу всё знать», «Подготовка к ВПР», «Школьный театр», «Профориентация», «Юнармия»


Приемов и методов очень много, но я поделюсь с вами теми, которые мы используем в своей практике.


Итак, первый прием, который используется на «Разговорах о важном», «Природа родного края», «Культура родного края», «История родного края» называется «Бортовой журнал». Данный прием предполагает запись учащимися ключевых моментов во время изучения темы.

Предлагаю вам применить этот прием на себе. От каждой группы выбираете 1 человека, который будет кратко записывать основную суть темы.



Внеурочное занятие по теме «День защитника Отечества»

.День защитника Отечества – всенародный праздник, в котором воплощены чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.

(каждая команда зачитывает записи).


Прием «Пропуск слов», который используется на курсах «Разговоры о важном», «Природа родного края», «Культура родного края», «История родного края».


Перед вами  деформированный текст, прочитайте его.  Заполните пропуски пользуясь словами для справок.


Заповедник ______________ создан ______________. В __________ стал ядром биосферного резервата «Неруссо – Деснянское полесье».

Заповедник расположен на междуречье рек ____________________________ на северо-западной окраине Среднерусской возвышенности, в Трубчевском и Суземском районах Брянской области. Площадь ___________.

Заповедник «Брянский лес» создан ________________________________ типичного среднерусского Полесья (граница южнотаежной и широколиственной лесных зон). Флора заповедника насыщена _____________________ (башмачок настоящий, пальчатокоренник майский и др.). В заповедник для акклиматизации завезен __________, и в настоящее время благодаря охране ведется расселение зубров из заповедника в другие регионы.


Слова для справок: для охраны сохранившихся малонарушенных лесов, 2001 году, 12 186 га, «Брянский лес», редкими растениями, Неруссы и Десны, 14 июля 1987 года, зубр.


Исходный текст : Заповедник «Брянский лес» создан 14 июля 1987 года. В 2001 стал ядром биосферного резервата «Неруссо – Деснянское полесье».

Заповедник расположен на междуречье рек Неруссы и Десны на северо-западной окраине Среднерусской возвышенности, в Трубчевском и Суземском районах Брянской области. Площадь 12 186 га.

Заповедник «Брянский лес» создан для охраны сохранившихся малонарушенных лесов типичного среднерусского Полесья (граница южнотаежной и широколиственной лесных зон). Флора заповедника насыщена редкими растениями (башмачок настоящий, пальчатокоренник майский и др.). В заповедник для акклиматизации завезен зубр, и в настоящее время благодаря охране ведется расселение зубров из заповедника в другие регионы.


Прием «Интеллектуальная разминка» можно применять на любых курсах внеурочной деятельности (даты, термины, математические расчеты и т.д.).

Итак, попрошу оперативно отвечать на вопросы:


1. Часы показывают без 15 минут 12. Меняем часовую и минутную стрелки местами. Который час? (9 часов).

2. Сколько пальцев на двух руках? А на руках и ногах одного человека? (10, 20 пальцев).

3. Сколько лет было 20-тилетнему 4 года назад? (16 лет).

4. Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался? (4 ножки).

5. Сколько букв в названии самого длинношеего животного? (5 букв, жираф).

6. Сколько недель в месяце? А порядковый номер пятницы в неделе? (4 недели, 5 номер).

7. Наименьшее двузначное число? (10).

8. Сколько месяцев между февралем и сентябрем? (6 месяцев).

9. Сколько ног, хвостов и рогов у одной коровы? (4 ноги, 1 хвост, 2 рога).

10. Какая нога собаке ни к чему? (5-я нога).

11. У крышки стола отпилили один угол. Сколько углов осталось? (5 углов).

12. Какие римские цифры состоят из двух палочек? (X и Ι Ι).

13. Сколько козлят попытался съесть злой волк? (6 козлят).

14. Какая по счету Земля от Солнца? (3-я планета)

15. За сколькими зайцами не надо гнаться? (2-мя зайцами).

- Молодцы!


Переходим к следующему приему «Опиши меня…».

Вы уже догадались, в чем суть этого приема. Он необходим, в первую очередь, для развития связной речи учащихся.


(Раздать картинки: платье, иллюстрация к книге, елка новогодняя, дом, енот).

- Зачитайте, пожалуйста, описание заданных предметов или объектов.


Одним из любимых приемов учащихся является прием  «Забей гол!» или «Установи соответствие».


Карточка №1

Карточка №2



Карточка №3


Карточка №4





















Карточка №5


Сочинение сказок «наизнанку».

Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.


На формах и методах, которые способствуют развитию функциональной грамотности, подробно останавливаться не буду. Ограничимся перечислением:

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Творческие задания

-Тестовые задания

-Практическая работа

-Ролевые и деловые игры

-Исследовательская деятельность

(кластер)-








Рефлексия: На столах у вас лежат ладошки.

На каждом пальце отразите следующее:

большой палец – «для меня было интересно….»

указательный – «по этому вопросу я получил информацию…»

средний – «мне было трудно….»

безымянный – «моя оценка психологической атмосферы…»

мизинец – «было недостаточно….»

Закончить выступление хочу притчей.

Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и, зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая - я ее умертвлю, если мертвая - выпущу. Все в твоих руках. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.



























Прием «Пропуск слов»


Перед вами  деформированный текст, прочитайте его.  Заполните пропуски пользуясь словами для справок.


Заповедник ______________ создан ______________. В __________ стал ядром биосферного резервата «Неруссо – Деснянское полесье».

Заповедник расположен на междуречье рек ____________________________ на северо-западной окраине Среднерусской возвышенности, в Трубчевском и Суземском районах Брянской области. Площадь ___________.

Заповедник «Брянский лес» создан ________________________________ типичного среднерусского Полесья (граница южнотаежной и широколиственной лесных зон). Флора заповедника насыщена _____________________ (башмачок настоящий, пальчатокоренник майский и др.). В заповедник для акклиматизации завезен __________, и в настоящее время благодаря охране ведется расселение зубров из заповедника в другие регионы.


Слова для справок: для охраны сохранившихся малонарушенных лесов, 2001 году, 12 186 га, «Брянский лес», редкими растениями, Неруссы и Десны, 14 июля 1987 года, зубр.


Прием «Пропуск слов»



Перед вами  деформированный текст, прочитайте его.  Заполните пропуски пользуясь словами для справок.


Заповедник ______________ создан ______________. В __________ стал ядром биосферного резервата «Неруссо – Деснянское полесье».

Заповедник расположен на междуречье рек ____________________________ на северо-западной окраине Среднерусской возвышенности, в Трубчевском и Суземском районах Брянской области. Площадь ___________.

Заповедник «Брянский лес» создан ________________________________ типичного среднерусского Полесья (граница южнотаежной и широколиственной лесных зон). Флора заповедника насыщена _____________________ (башмачок настоящий, пальчатокоренник майский и др.). В заповедник для акклиматизации завезен __________, и в настоящее время благодаря охране ведется расселение зубров из заповедника в другие регионы.


Слова для справок: для охраны сохранившихся малонарушенных лесов, 2001 году, 12 186 га, «Брянский лес», редкими растениями, Неруссы и Десны, 14 июля 1987 года, зубр.











Рефлексия

На каждом пальце отразите следующее:

большой палец – «для меня было интересно….»

указательный – «по этому вопросу я получил информацию…»

средний – «мне было трудно….»

безымянный – «моя оценка психологической атмосферы…»

мизинец – «было недостаточно….»


Рефлексия

На каждом пальце отразите следующее:

большой палец – «для меня было интересно….»

указательный – «по этому вопросу я получил информацию…»

средний – «мне было трудно….»

безымянный – «моя оценка психологической атмосферы…»

мизинец – «было недостаточно….»



Рефлексия

На каждом пальце отразите следующее:

большой палец – «для меня было интересно….»

указательный – «по этому вопросу я получил информацию…»

средний – «мне было трудно….»

безымянный – «моя оценка психологической атмосферы…»

мизинец – «было недостаточно….»


Рефлексия

На каждом пальце отразите следующее:

большой палец – «для меня было интересно….»

указательный – «по этому вопросу я получил информацию…»

средний – «мне было трудно….»

безымянный – «моя оценка психологической атмосферы…»

мизинец – «было недостаточно….»



















Скачать

© 2024, 60 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!