Подготовительно-организационный | Здравствуйте, уважаемые коллеги. Опыт работы у меня за плечами большой, как у большинства из вас. Хочется поделиться своими «изюминками», отработанными с учащимися на уроках литературного чтения. Владимир Солоухин (писатель и поэт) писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот мастер-класс принесет вам радость общения. Садитесь по удобнее. Глубоко вдохните и выдохните ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания. Слайд 1 | Эмоциональный настрой. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Мастер-класс проведу по теме «Формирование навыков и приёмов беглого правильного чтения». Цель: представить систему специальных упражнений, способствующих формированию навыка беглого чтения. Навык чтения зависит от технической и смысловой стороны. - Что мы относим к технической стороне чтения? -Какие упражнения можно использовать на уроке по совершенствованию навыков чтения? Слайд 2 - Предлагаю игровую разминку. Цель: работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения. а) вдох носом, выдох через рот; б) вдох, задержка дыхания, выдох; в) вдох, выдох по порциям. Самолёты взлетают: Машины едут: Лошадки поскакали : Рядом ползает змея: Муха бьётся в стекло : - Что такое скороговорка? Слайд 3 Цель: скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке чёткой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас. - Произнесите скороговорку. - Можно ли эту скороговорку быстро запомнить? Почему? - Прочитайте скороговорку из четырёх строчек. Слайд 4 - Можно ли её быстро запомнить? Почему? | Способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Упражнения направленные на развитие чёткости произношения; вырабатывающие внимание к слову; развивающие оперативное поле чтения и память; развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя. Выполняют разминку. Выполняют дыхательную гимнастику. Произносят чётко.. уу-уууу-у---у-у-у-у-у- ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж- цок-цок-цок-цок- ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш- з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з- Скороговорка – уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения. Произносят (медленно, затем быстро). У ежа в гостях ужата, У ужа в гостях ежата. - Всего две строчки. Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап. - Много строчек. Это затрудняет запоминание скороговорки. |
3.Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. | - Какой приём можно использовать, чтобы быстро и легко запомнить скороговорку? Слайд 5 Можно использовать мнемотехнику. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия. Цель: развитие связной речи, преобразование абстрактных символов в образы, развитие мелкой моторики руки, памяти, внимания, образного мышления, овладение приёмами работы с мнемотаблицами. Слайд 6 Именно этой техникой мы сегодня и воспользуемся. | - Можно выполнить рисунок. - Разделить лист на столько частей, сколько строчек содержится в скороговорке. - Каждую строчку изобразить в рисунке. - Рисунок к скороговорке. |
4.Реализация построенного проекта. | - Для каждого из вас подобрана скороговорка. - Прочитайте скороговорку несколько раз. - «Запишите» её используя мнемотехнику. В таблице используйте столько ячеек, сколько вам понадобится. - Что получилось? - Продемонстрируем несколько работ. | Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий |