СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Формирование навыков и приёмов беглого правильного чтения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность

 

        На современном этапе в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование навыков и приёмов беглого правильного чтения"»











Мастер-класс

«Формирование навыков и приёмов беглого правильного чтения"





































Актуальность


На современном этапе в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, коллективу класса, к самому себе. Ребёнок, не овладевший чтением, чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребёнок читает, тем легче воспринимает прочитанное.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитания и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных: В.А. Сухомлинского, В.Н.Зайцевой, Н.Н. Светловской, М.И. Омороковой, И.А. Рапопорта, педагогов-новаторов, работающих в этой области.

Проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Л. С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом, Дж. Мортоном и др.

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

*развитие оперативной памяти;

* развитие периферического зрения;

*развитие умения антиципации памяти;

*формирование устойчивого внимания;

*предупреждение повторов при чтении;

*пополнение словарного запаса ученика;

*развитие артикуляционного аппарата.

Этапы работы мастер-класса


Содержание этапа

Деятельность участников

  1. Подготовительно-организационный


Здравствуйте, уважаемые коллеги. Опыт работы у меня за плечами большой, как у большинства из вас. Хочется поделиться своими «изюминками», отработанными с учащимися на уроках литературного чтения.

Владимир Солоухин (писатель и поэт) писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот мастер-класс принесет вам радость общения.

Садитесь по удобнее. Глубоко вдохните и выдохните ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания.

Слайд 1

Эмоциональный настрой.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Мастер-класс проведу по теме «Формирование навыков и приёмов беглого правильного чтения».

Цель: представить систему специальных упражнений, способствующих формированию навыка беглого чтения.

Навык чтения зависит от технической и смысловой стороны.

- Что мы относим к технической стороне чтения?


-Какие упражнения можно использовать на уроке по совершенствованию навыков чтения?

Слайд 2




- Предлагаю игровую разминку.

Цель: работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.


Самолёты взлетают:

Машины едут:

Лошадки поскакали :

Рядом ползает змея:

Муха бьётся в стекло :

- Что такое скороговорка?

Слайд 3

Цель: скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке чёткой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.

- Произнесите скороговорку.

- Можно ли эту скороговорку быстро запомнить? Почему?

- Прочитайте скороговорку из четырёх строчек.

Слайд 4

- Можно ли её быстро запомнить? Почему?











Способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Упражнения направленные на развитие чёткости произношения;

вырабатывающие внимание к слову;

развивающие оперативное поле чтения и память;

развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.


Выполняют разминку.




Выполняют дыхательную гимнастику.



Произносят чётко..

уу-уууу-у---у-у-у-у-у-

ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-

цок-цок-цок-цок-

ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-

з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-

Скороговорка – уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения.


Произносят (медленно, затем быстро).


У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

- Всего две строчки.



Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

- Много строчек. Это затрудняет запоминание скороговорки.

3.Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.



- Какой приём можно использовать, чтобы быстро и легко запомнить скороговорку?












Слайд 5


Можно использовать мнемотехнику. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия.

Цель: развитие связной речи, преобразование абстрактных символов в образы, развитие мелкой моторики руки, памяти, внимания, образного мышления, овладение приёмами работы с мнемотаблицами.

Слайд 6

Именно этой техникой мы сегодня и воспользуемся.


- Можно выполнить рисунок.

- Разделить лист на столько частей, сколько строчек содержится в скороговорке.

- Каждую строчку изобразить в рисунке.


- Рисунок к скороговорке.





4.Реализация построенного проекта.


- Для каждого из вас подобрана скороговорка.

- Прочитайте скороговорку несколько раз.

- «Запишите» её используя мнемотехнику. В таблице используйте столько ячеек, сколько вам понадобится.

- Что получилось?

- Продемонстрируем несколько работ.



Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий

5.Рефлексия

Слайд 7

Пусть время , потраченное на скороговорочные тренировки принесёт радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определённую пользу!

Осуществляют оценку, используя стекеры.