СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участники мастер- класса получат знания о формировании УУД на уроках русского языка, смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка"»

МБОУ Павловская средняя школа №1











Мастер- класс

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка»























Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Шишкина А.А.





Тема мастер- класса:

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приемами работы, способствующими формированию УУД на уроках русского языка, показать практическую значимость использования данных приёмов.

Задачи:

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД посредством использования технологии развития критического мышления на различных этапах урока;

создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой.

Продолжительность проведения: 20 минут

Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках, обсудят возможности его применения в процессе обучения, смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

Вступительная часть.

Уважаемые коллеги! Урок, разработанный в соответствии с ФГОС, предполагает развитие всех видов универсальных учебных действий, в основе такого урока - деятельностный подход. Поэтому мы обращаемся к образовательным технологиям, которые помогают нам организовать деятельность на уроке. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Разнообразие методов и приемов этой технологии помогает сформировать все виды УУД. Я хочу представить вашему вниманию фрагмент урока русского языка в 5 классе, где идет формирование УУУ с помощью приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока: изучения нового материала. Работаю я по учебно- методическому комплексу под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.





Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. 

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова предлагаю обратиться к тексту. Прочитайте предложенный текст. Что вам мешает легко прочитать текст? Отсутствие знаков препинания. А от чего зависит постановка знаков препинания? От того, каким является предложение по цели высказывания. Определите тему нашего урока. Что нужно знать и уметь, чтобы расставить знаки препинания в этом тексте? Сформулируйте цели урока и запишите их в «Лист рефлексивной оценки деятельности».

1. Узнать, какими бывают предложения по цели высказывания.

2. Научиться находить в тексте в тексте предложения разных видов.

3. Составлять предложения разные по цели высказывания.

4. Учиться произносить с правильной интонацией.

5. Использовать предложения с учетом речевой ситуации.

Скажите, пожалуйста, какие УУД были сформированы на данном этапе урока.

Регулятивные

- организация учащимися своей учебной деятельности

- целеполагание, планирование

- формирование умения формулировать тему, цели урока

- принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные

- развивать умение отвечать на поставленные вопросы

- высказывать и обосновывать свою точку зрения, связно излагать свои мысли

Познавательные

-умение анализировать, понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, извлекать нужную информацию из текста

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет учащемуся:

  1. получить новую информацию, осмыслить ее;

  2. соотнести с уже имеющимися знаниями;

  3. искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

  4. систематизировать полученные данные



На данном этапе предлагаю поработать с текстом, в котором дается теоретический материал по теме урока. Работать будем в группах. Прочитайте инструкцию по работе с текстом.

Используется при работе с текстом такой прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо как «инсерт». Предполагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

«галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

V «галочка» (то. Что уже известно)

+ знак «плюс» ( то, что является интересным и неожиданным)

? « вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)









Ответьте на вопросы.

Что вы знали по теме урока?

Какая информация была новой?

А о чём вы думали иначе?

Что осталось непонятным?

Какие же виды предложений существуют? Что несет в себе каждый вид?

Обобщим и систематизируем полученные знания и составим кластер.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют«наглядным мозговым штурмом». Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой.

Определим, какие УУД были сформированы на данном этапе урока.



Регулятивные

- оценка учебных действий с поставленной задачей (что уже освоено, а что нужно освоить), умение корректировать свою деятельность

- организовывать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами

- определять последовательность действий, работать с инструкцией

Коммуникативные

-развитие умение работать с информацией

- связно излагать свои мысли

-развивать умение сотрудничать в группе

- взаимодействие в процессе учебной деятельности

- высказывать свою точку зрения

Познавательные:

- извлекать нужную информацию из предложенного текста

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  2. присвоение нового знания, новой информации учащимся;

  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Вернемся к тексту, который мы разбирали в начале урока и выполним следующее задание: определим тип предложения по цели высказывания, расставим знаки препинания в конце предложения. Проверим, все ли выполнено верно.

На этапе рефлексии оценивается уровень достижений учащихся. Дается качественная оценка своей работы. Вернемся к «Листу рефлексивной оценки деятельности». Поставьте себе оценку за урок.

Используется приём "Телеграмма" (приём актуализации субъективного опыта). Кратко написать самое важное, что было изучено на уроке, с пожеланиями соседу и отправить (обменяться). «Рюкзак» собрать все нужное на уроке.

Предлагаю выполнить синквейн по теме «Предложение».

Это прием технологии РКМ на стадии рефлексии. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать все это в кратких заключениях.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк.

Данное стихотворение пишется по следующим правилам:

- на первой строке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

- на второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

- третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

- на четвертой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить свое отношение к теме.

- пятая строка включает слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Прочитайте, что у вас получилось. Всем спасибо за работу. Есть какие- то вопросы?

С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора Где растет белый гриб А где подберёзовик Какие шляпки у подосиновиков Большими семьями селятся около пней опята Рыжики растут между молодыми сосенками и елями, забираются под сухие опавшие ели Интересен осенний лес

С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора. (Повест.) Где растет белый гриб? ( Вопросит. ) А где подберёзовик? (Вопросит.) Какие шляпки у подосиновиков? (Вопросит.) Большими семьями селятся около пней опята. (Повест.) Рыжики растут между молодыми сосенками и елями, забираются под сухие опавшие ели. (Повест.) Интересен осенний лес! (Повест.)

Какие предложения по цели высказывания отсутствуют в этом тексте? Приведите примеры таких предложений?

Работа с текстом.

Внимательно прочитайте текст.

Что мешает понять текст, что отсутствует в тексте? Какие знаки препинания вы поставите в конце предложения?

За рулем грузовика, автобуса, троллейбуса, легковых автомобилей водитель, шофер Но работа шофера нелегка: сколько внимания и осторожности надо для того, чтобы водить автомобиль по многолюдным улицам И вы, юные пешеходы, можете помочь водителю Как Очень просто

Прежде всего, не играйте на проезжей части, это рабочее место водителя

Встретив малыша, уведите его от дороги или помогите ему перейти на другую сторону Каждый водитель будет вам благодарен за это

Находясь на улице, вы являетесь не просто мальчиками и девочками, вы – пешеходы, участники дорожного движения А значит, обязаны соблюдать дорожные законы.

Часто мы видим такую картину: до перекрестка рукой подать, а мальчишки или девчонки, несмотря на бегущие автомобили, идут через дорогу, стремясь сократить путь Спору нет, путь по прямой самый короткий Но он опасный

Даже если вы торопитесь, не пользуйтесь этим коротким, но очень опасным путем Идите на пешеходный переход

Но особенно внимательными будьте в темное время суток, в непогоду, в гололедицу

Безопасного вам пути, ребята

Текст для самопроверки.

За рулем грузовика, автобуса, троллейбуса, легковых автомобилей водитель, шофер. Но работа шофера нелегка: сколько внимания и осторожности надо для того, чтобы водить автомобиль по многолюдным улицам. И вы, юные пешеходы, можете помочь водителю. Как? Очень просто.

Прежде всего, не играйте на проезжей части, это рабочее место водителя.

Встретив малыша, уведите его от дороги или помогите ему перейти на другую сторону. Каждый водитель будет вам благодарен за это.

Находясь на улице, вы являетесь не просто мальчиками и девочками, вы – пешеходы, участники дорожного движения. А значит, обязаны соблюдать дорожные законы.

Часто мы видим такую картину: до перекрестка рукой подать, а мальчишки или девчонки, несмотря на бегущие автомобили, идут через дорогу, стремясь сократить путь. Спору нет, путь по прямой самый короткий. Но он опасный.

Даже если вы торопитесь, не пользуйтесь этим коротким, но очень опасным путем. Идите на пешеходный переход!

Но особенно внимательными будьте в темное время суток, в непогоду, в гололедицу.

Безопасного вам пути, ребята!

Попробуем сформулировать тему урока. Запишем цели урока в индивидуальный лист самооценки.

Участники мастер- класса формулируют тему урока, предлагают цели:

- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Записывают цели урока в индивидуальный лист рефлексивной деятельности.

Индивидуальный лист рефлексивной деятельности.

Инструкция по заполнению.

Запишите цели урока, которые вы перед собой поставили.

В конце урока поставьте + в том случае, если цель урока вами достигнута, если что- то не получилось, то поставьте -.

Внимательно прочитайте критерии самооценки , оцените в баллах , как вы усвоили тему урока.

Формулировка цели урока

+

_

Критерии самооценки деятельности.

Самооценка

( в баллах)



1.



2





3






1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)



2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4.Я ничего не понял. (2 балла)










На этапе изучения нового материала ( осмысление) предлагаю использовать такие приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо как «Инсерт» и «Кластер». Поработаем с текстом, в котором дается теоретический материал по теме урока. Составим опорную схему на основе полученных знаний.

Участники мастер- класса работают в группах, изучают текст, выполняют задания к нему (использование приема «Инсерт»).

Расставляют значки:

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

На основе полученных знаний составляют опорную схему (кластер). Проводится проверка по образцу.

Опорная схема.















Инструкция по работе с текстом

Внимательно ознакомьтесь с содержанием текста.

Расставьте соответствующие значки:

V- знал (а)

+ - новое для меня

? – осталось непонятным


По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.

В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова кто? что? где? куда? откуда? сколько? , а также частицы ли, неужели и другие. В конце вопросительных предложений ставится вопросительных знак.

Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими , спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.

В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.






На этапе рефлексии оценивается уровень достижений ТДЦ. Дается качественная оценка своей работы. Используется приём "Телеграмма" (приём актуализации субъективного опыта). Кратко написать самое важное, что было изучено на уроке, с пожеланиями соседу и отправить (обменяться).

Рефлексия участников мастер- класса.

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся? Ваши вопросы и предложения? Ваше настроение? Ваши рекомендации и пожелания?

Большое спасибо за сотрудничество. Желаю вам творческих успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!