Развитие самостоятельности мышления
при работе с текстом
В ФГОС отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.
Функциональное чтение —
это чтение с целью поиска информации для решения конкретной
задачи или выполнения
определённого задания.
При чтении ученик должен решить для себя проблему выбора информации . Он читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения , например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы. Таким образом, развивается когнитивное (познавательное) мышление.
ТРКМ (технология развития критического мышления)
ТРКМ предлагает , например, такие приемы активной работы с текстом, через которые формируется навык функционального чтения.
Структура такого урока включает 3 фазы:
вызов, осмысление, рефлексия .
ВЫЗОВ – фаза мотивационная ( побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме );
- информационная ( вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме );
- коммуникационная ( бесконфликтный обмен мнениями );
Приёмы на стадии ВЫЗОВА :
-Кластер
- Корзина идей
-Дерево предсказаний
-Верные и неверные утверждения
-Ключевые слова
-Верите ли вы?
ОСМЫСЛЕНИЕ - информационная ( получение новой информации );
- систематизационная ( классификация полученной информации ) ;
- мотивационная ( сохранение интереса к изучаемой теме );
На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ :
-Инсерт (пометки на полях)
-Маркировочная таблица
-Двухчастный дневник
- Чтение с остановками
-Сводная таблица
- Таксономия Блума
- Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Толстые ?
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ?
Тонкие ?
Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?
ЗНАНИЕ:
- Опишите, как рос цветок.
- Кто увидел ландыши?
- Что хотел сделать мальчик?
- С чем автор сравнивает цветы?
- Что сказал мальчик белым колокольчикам?
ПОНИМАНИЕ :
- Почему автор оживил цветы?
- Как цветы смогли остановить мальчика, увидеть добрый мир красоты?
- Какая главная мысль сказки?
ПРИМЕНЕНИЕ
- Какое отношение имеет тема рассказа именно к тебе?
- Что понял, но не смог выразить словами мальчик?
- Если бы ты находился рядом , смог бы объяснить мальчику о правилах поведения в весеннем лесу.
РЕФЛЕКСИЯ - коммуникационная (обмен мнениями о новой информации );
- информационная ( приобретение нового знания );
- мотивационная ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля );
- оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса ).
На этой стадии текст представляет единое целое. Идет осмысление текста в целом
На стадии РЕФЛЕКСИИ :
-Кластер
-«Толстые и тонкие» вопросы
-«Письмо по кругу»
-Эссе
- Синквейн
, синоним.
Данные задания универсальны , алгоритмичны , они удобны для организации самостоятельной работы , для осуществления самообразования и саморазвития ; они индивидуализируют процесс обучения и активизируют познавательную активность учащихся .
«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!»
Джордж Карлин
Спасибо за внимание!