СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формирование УУД в экскурсионной внеурочной деятельности"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для учителей географии (из опыты работы)

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование УУД в экскурсионной внеурочной деятельности"»

Формирование УУД в экскурсионной

внеурочной деятельности.


Мастер-класс подготовила О. Н. Чернышова, заместитель директора по УВР, учитель географии высшей квалификационной категории, руководитель музея истории школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза генерала-майора Ивана Ивановича Жемчужникова» города Лебедяни Липецкой области.

Начать свой мастер-класс я хочу следующими словами:


Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу

как место, где он может пережить радость достижения,

муки и счастье творчества,

почувствовать свою значимость в жизни,

свою нужность для других.


Итак, приближается новый учебный год. А с ним новое время года осень. Деревья будут одеваться в свои лучшие наряды, я предлагаю вам сегодня создать своё дерево и нарядить его. Перед вами на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте меня внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.

  2. Нарисуйте половинку овала.

  3. Видоизмените овал.

  4. Вырежьте строго по очертаниям.

  5. Нарисуйте прожилки на листе.

Теперь раскройте свой осенний лист. Среди остальных листьев найдите точно такой же, как и у вас. Листики должны быть совершенно одинаковыми. А почему? Как вы думаете? (ответы участников мастер-класса).

Одинаковых листиков, как и людей, нет, поэтому и листики получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Вот мы с вами и подошли к теме нашего мастер-класса «Формирование УУД в экскурсионной внеурочной деятельности». Уважаемые коллеги, мы все с сами занимается внеурочной деятельностью, но каждый делает это по-своему, в чем-то лучше других, в чем-то более творчески, а в чем-то наоборот более консервативно. Мне эта тема очень близка, поскольку вот уже год на базе нашей образовательной организации работает инновационная площадка по теме «Формирование УУД средствами туристско-краеведческой деятельности».

. Сегодня я поделюсь с вами наработками по формированию УУД через экскурсионную внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Именно на экскурсии мы организуем целенаправленное восприятие школьниками информации о человеке, человеческой культуре, природе.

Возможны следующие виды и формы экскурсий:

Виды экскурсий: Формы :

  • городские обзорные

  • загородные тематические

  • музейные

  • производственные

  • комплексные

  • автобусные

  • виртуальные

В новых социально-экономических условиях особую значимость для воспитания и развития подрастающего поколения приобретают очные и виртуальные экскурсионно-образовательные маршруты по родному краю.

На мой взгляд, цель составления подобных маршрутов: развитие туристско-краеведческой деятельности в Липецкой области, воспитание у молодёжи чувства патриотизма.

Из цели, на мой взгляд, вытекают следующие задачи:

- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения в процессе туристско-краеведческой деятельности;

- совершенствование практических навыков, внедрение современных технологий в практику туристско-краеведческой деятельности в образовательной организации;

- воспитание у обучающихся Липецкой области бережного отношения к культурному и природному наследию своей малой родины.

Задание 1. Предложите не более 15 тем экскурсионно-образовательных маршрутов изучения «малой Родины». Не слишком ли много, да еще и за 5 минут

(время выполнения 5 минут)

Проверка выполнения задания.

Моё видение туристско-краеведческих маршрутов по территории Липецкой области:

  1. «Красивая Меча – Воргол – Борки»;

  2. «Улица Дворянская (ныне Советская) г. Лебедяни»;

  3. «Старинные усадьбы Лебедянского района»;

  4. «Липецк – Задонск – Елец»;

  5. Парк «Кудыкина гора»;

  6. «Ландшафтно-геологические памятники природы Липецкой области»;

  7. «Святые источники Лебедянского района»;

  8. «Памятники дореволюционной архитектуры г. Лебедяни»;

  9. «Лебедянь очаровательная»;

  10. «Елец – Воргольские скалы - Елец»;

  11. «Пешком к истокам человечества: от Галичьей горы до Гагаринской стоянки»;

  12. «Прошлое и настоящее святынь Лебедянского края»;

  13. «Красуйся, село Троекурово!»

  14. «Валуны Лебедянского края и его окрестностей».

Из опыта работы хочу поделиться двумя туристическими маршрутами: первый маршрут «Валуны Лебедянского района и его окрестностей», который состоял из трёх однодневных походов вдоль правого берега Дона на Подвесной мост с. Черепянь и путешествие в Логово Тяпки по дороге, накатанной по дну Мещанского лога, бывшему руслу реки Городянки (8 км), по оврагам вдоль данковской трассы вместе с писателем и краеведом Николаем Прокофьевичем Скуратовым. Данные походы представлены автором в книге «Каменная сказка Верхнего Подонья». В книге присутствуют авторские фотографии, на которых запечатлены участники походов. Все мы получили книги в подарок с автографом и пожеланиями автора.

Второй маршрут виртуальный бинарный «Лебедянь очаровательная» разработан ученицей 9в класса Чернышовой Кристиной при кураторстве учителя географии Чернышовой О.Н. и учителя истории Володиной И.Н. Кристина заняла 4 место в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучший туристско-краеведческий маршрут по территории Российской Федерации. Ссылку на анимированную интерактивную карту маршрута вы можете увидеть на слайде:

http://www.animaps.com/pb/343070001/8626/walk_on_lebedyan

Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их.

Синий – познавательные

Зеленый – регулятивные

Желтый – личностные

Красный - коммуникативные

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте экскурсионной деятельности.

Позвольте предложить вам, следующее задание мастер класса.

Задание 2. Разработайте личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД (не более 3 в каждой группе). для одной из тем экскурсионно-образовательных маршрутов изучения «малой Родины» предложенных вами.

(время выполнения 8 минут)

Рабочий лист.

УУД формируемые в результате экскурсионно-образовательного маршрута изучения «малой Родины» по теме «_____________________________________________________________»

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД





Проверка выполнения задания.

Хочу предложить вашему вниманию УУД формируемые в результате экскурсионно-образовательного маршрута изучения «малой Родины» по теме «Валуны Лебедянского края и его окрестностей».

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  1. Ценить и принимать базовые ценности.

  2. Освоение личностного смысла учения;

выбор дальнейшего образовательного маршрута.

  1. Понимать смысл и цель самообразования.

  2. Осознанно и аргументированно давать нравственно-этические оценки

  3. Брать ответственность на себя. Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца.

  1. Ориентировать-ся в информационных источниках: определять умения, которые будут сформированы на основе данной экскурсии; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

  2. Сопоставлять и отбирать дополнительную информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

  3. Ставить проблему, аргументировать её актуальность.

  4. Выполнять проектные и исследовательские работы разных видов.

  5. Принимать участие в дискуссиях.

  1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

  2. Формулировать собственное

Мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  1. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

  2. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  3. Выступать в группе с инициативой.

  1. Самостоятельно ставить новые цели и задачи экскурсии.

  2. Выстраивать жизненные планы во временной перспективе.

  3. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

  4. Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний.

  5. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.

А сейчас мне хотелось бы узнать Ваше мнению по поводу мастер-класса. Сделать это я предлагаю Вам через методику «Цветограммы». Закрасив характеристики мастер-класса: актуальность, новизна, эффективность, интерес соответствующими цветами. Красный цвет, если вы даёте высокую оценку, синий – среднюю, зелёный – низкую.

Цветограмма





Актуальность




Новизна


Эффективность





Интерес

Благодарю Вас за сотрудничество! И хочу закончить свой мастер-класс словами Н.П. Скуратова из книги «Каменная сказка Верхнего Подонья»:

Природа способна дарить чудеса… Невозможно вернуться в мир, который видел здесь ранее. Каждый день меняется солнечный свет, запахи, облака, рождаемые природой звуки – от тоскливого молчания поздней осени, до еле уловимого дрожания накануне весны. Рассыпается и умирает палитра сезонных красок. Чувство светлой спокойной радости подступает всегда…

Пробуйте, путешествуйте, совершайте экскурсии, если детям будет комфортно на них, они будут всегда улыбаться, а улыбка ребёнка – самое большое богатство в мире.