Формирование УУД в экскурсионной
внеурочной деятельности.
Мастер-класс подготовила О. Н. Чернышова, заместитель директора по УВР, учитель географии высшей квалификационной категории, руководитель музея истории школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза генерала-майора Ивана Ивановича Жемчужникова» города Лебедяни Липецкой области.
Начать свой мастер-класс я хочу следующими словами:
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу
как место, где он может пережить радость достижения,
муки и счастье творчества,
почувствовать свою значимость в жизни,
свою нужность для других.
Итак, приближается новый учебный год. А с ним новое время года осень. Деревья будут одеваться в свои лучшие наряды, я предлагаю вам сегодня создать своё дерево и нарядить его. Перед вами на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте меня внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам.
Нарисуйте половинку овала.
Видоизмените овал.
Вырежьте строго по очертаниям.
Нарисуйте прожилки на листе.
Теперь раскройте свой осенний лист. Среди остальных листьев найдите точно такой же, как и у вас. Листики должны быть совершенно одинаковыми. А почему? Как вы думаете? (ответы участников мастер-класса).
Одинаковых листиков, как и людей, нет, поэтому и листики получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Вот мы с вами и подошли к теме нашего мастер-класса «Формирование УУД в экскурсионной внеурочной деятельности». Уважаемые коллеги, мы все с сами занимается внеурочной деятельностью, но каждый делает это по-своему, в чем-то лучше других, в чем-то более творчески, а в чем-то наоборот более консервативно. Мне эта тема очень близка, поскольку вот уже год на базе нашей образовательной организации работает инновационная площадка по теме «Формирование УУД средствами туристско-краеведческой деятельности».
. Сегодня я поделюсь с вами наработками по формированию УУД через экскурсионную внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Именно на экскурсии мы организуем целенаправленное восприятие школьниками информации о человеке, человеческой культуре, природе.
Возможны следующие виды и формы экскурсий:
Виды экскурсий: Формы :
городские обзорные
загородные тематические
музейные
производственные
комплексные
автобусные
виртуальные
В новых социально-экономических условиях особую значимость для воспитания и развития подрастающего поколения приобретают очные и виртуальные экскурсионно-образовательные маршруты по родному краю.
На мой взгляд, цель составления подобных маршрутов: развитие туристско-краеведческой деятельности в Липецкой области, воспитание у молодёжи чувства патриотизма.
Из цели, на мой взгляд, вытекают следующие задачи:
- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения в процессе туристско-краеведческой деятельности;
- совершенствование практических навыков, внедрение современных технологий в практику туристско-краеведческой деятельности в образовательной организации;
- воспитание у обучающихся Липецкой области бережного отношения к культурному и природному наследию своей малой родины.
Задание 1. Предложите не более 15 тем экскурсионно-образовательных маршрутов изучения «малой Родины». Не слишком ли много, да еще и за 5 минут
(время выполнения 5 минут)
Проверка выполнения задания.
Моё видение туристско-краеведческих маршрутов по территории Липецкой области:
«Красивая Меча – Воргол – Борки»;
«Улица Дворянская (ныне Советская) г. Лебедяни»;
«Старинные усадьбы Лебедянского района»;
«Липецк – Задонск – Елец»;
Парк «Кудыкина гора»;
«Ландшафтно-геологические памятники природы Липецкой области»;
«Святые источники Лебедянского района»;
«Памятники дореволюционной архитектуры г. Лебедяни»;
«Лебедянь очаровательная»;
«Елец – Воргольские скалы - Елец»;
«Пешком к истокам человечества: от Галичьей горы до Гагаринской стоянки»;
«Прошлое и настоящее святынь Лебедянского края»;
«Красуйся, село Троекурово!»
«Валуны Лебедянского края и его окрестностей».
Из опыта работы хочу поделиться двумя туристическими маршрутами: первый маршрут «Валуны Лебедянского района и его окрестностей», который состоял из трёх однодневных походов вдоль правого берега Дона на Подвесной мост с. Черепянь и путешествие в Логово Тяпки по дороге, накатанной по дну Мещанского лога, бывшему руслу реки Городянки (8 км), по оврагам вдоль данковской трассы вместе с писателем и краеведом Николаем Прокофьевичем Скуратовым. Данные походы представлены автором в книге «Каменная сказка Верхнего Подонья». В книге присутствуют авторские фотографии, на которых запечатлены участники походов. Все мы получили книги в подарок с автографом и пожеланиями автора.
Второй маршрут виртуальный бинарный «Лебедянь очаровательная» разработан ученицей 9в класса Чернышовой Кристиной при кураторстве учителя географии Чернышовой О.Н. и учителя истории Володиной И.Н. Кристина заняла 4 место в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучший туристско-краеведческий маршрут по территории Российской Федерации. Ссылку на анимированную интерактивную карту маршрута вы можете увидеть на слайде:
http://www.animaps.com/pb/343070001/8626/walk_on_lebedyan
Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.
На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их.
Синий – познавательные
Зеленый – регулятивные
Желтый – личностные
Красный - коммуникативные
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте экскурсионной деятельности.
Позвольте предложить вам, следующее задание мастер класса.
Задание 2. Разработайте личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД (не более 3 в каждой группе). для одной из тем экскурсионно-образовательных маршрутов изучения «малой Родины» предложенных вами.
(время выполнения 8 минут)
Рабочий лист.
УУД формируемые в результате экскурсионно-образовательного маршрута изучения «малой Родины» по теме «_____________________________________________________________»
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
| | | |
Проверка выполнения задания.
Хочу предложить вашему вниманию УУД формируемые в результате экскурсионно-образовательного маршрута изучения «малой Родины» по теме «Валуны Лебедянского края и его окрестностей».
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Ценить и принимать базовые ценности. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Понимать смысл и цель самообразования. Осознанно и аргументированно давать нравственно-этические оценки Брать ответственность на себя. Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца. | Ориентировать-ся в информационных источниках: определять умения, которые будут сформированы на основе данной экскурсии; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Сопоставлять и отбирать дополнительную информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) Ставить проблему, аргументировать её актуальность. Выполнять проектные и исследовательские работы разных видов. Принимать участие в дискуссиях. | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Формулировать собственное Мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Выступать в группе с инициативой. | Самостоятельно ставить новые цели и задачи экскурсии. Выстраивать жизненные планы во временной перспективе. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей. |
А сейчас мне хотелось бы узнать Ваше мнению по поводу мастер-класса. Сделать это я предлагаю Вам через методику «Цветограммы». Закрасив характеристики мастер-класса: актуальность, новизна, эффективность, интерес соответствующими цветами. Красный цвет, если вы даёте высокую оценку, синий – среднюю, зелёный – низкую.
Цветограмма | | | |
| Актуальность | |
| | Новизна |
| Эффективность |
| | | | Интерес |
Благодарю Вас за сотрудничество! И хочу закончить свой мастер-класс словами Н.П. Скуратова из книги «Каменная сказка Верхнего Подонья»:
Природа способна дарить чудеса… Невозможно вернуться в мир, который видел здесь ранее. Каждый день меняется солнечный свет, запахи, облака, рождаемые природой звуки – от тоскливого молчания поздней осени, до еле уловимого дрожания накануне весны. Рассыпается и умирает палитра сезонных красок. Чувство светлой спокойной радости подступает всегда…
Пробуйте, путешествуйте, совершайте экскурсии, если детям будет комфортно на них, они будут всегда улыбаться, а улыбка ребёнка – самое большое богатство в мире.