Формула успешного ученика: от мини-проекта к качеству обучения.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, обучающийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Считаю, что в учебной деятельности важно, чтобы обучающиеся учились не просто запоминать то, что говорит преподаватель, не просто учили то, что им объясняет учитель, а сами, самостоятельно, могли добывать знания.
Для организации продуктивной работы обучающихся на уроках, необходимо использовать активные методы обучения, одним из которых являются метод проектов. Проектная деятельность – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
В своей педагогической практике на уроках и во внеурочной деятельности чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, исследовательские, ролевые.
В процессе реализации проекта необходимо использовать определенный алгоритм действий:
постановка проблемы,
поиск информации по данной проблематике,
работа с разнообразными источниками,
систематизация и анализ найденной информации,
оформление выводов, представление полученных результатов
и определение практической значимости работы вместе с возможными перспективами дальнейшего исследования проблемы.
В 6-х классах были предложены проекты на тему: « Храни меня мой талисман». Учащиеся выясняли, какие драгоценные или поделочные камни являются оберегами в соответствии с их знаком Зодиака.
В 8-х классах учащиеся работали над проектами: « Заповедники России». Изучали разнообразные заповедные территории родной страны, историю создания заповедников, объекты, находящиеся под охраной, редкие и эндемичные виды флоры и фауны. Обязательно включаю краеведческий компонент, например, проекты: « Особо охраняемые объекты Волгоградской области», « Достопримечательности Волгоградской области».
В 9-х классах проекты помогают готовиться к ОГЭ, я предлагаю учащимся проект: «Визитная карточка региона».
В 11 классе учащиеся пробуют себя в роли экскурсовода, рассказывая о достопримечательностях отдельных стран мира.
Проекты дают простор для творческой инициативы учащихся. Они должны писать, рисовать рисунки, вырезать, наклеивать, изготовлять плакаты, оформлять свои работы на компьютере.
Нужно отметить, что для организации учебных мини-проектов нужна предварительная подготовка, поэтому о нём объявляется заранее. От педагога требуется не только умение организовать обучающихся, но и помочь с определением подходящих источников, рационально распорядиться временем урока, применять техническое обеспечение урока.
Таким образом, проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если учащийся получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научатся анализировать её, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, будет жить творческой жизнью.