Формы двигательной активности на уроках как средство оздоровления школьников
Выполнила: учитель адаптивной физической
культуры Дятлова Наталия Александровна
Введение
Здоровье школьников зависит от уровня их двигательной активности. Регулярные упражнения помогают улучшить общее состояние организма и повышают эффективность учебного процесса.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
Гимнастика для глаз
В наше время увеличивается нагрузка на глаза. Задача педагога - воспитать полезную привычку чередовать зрительную работу с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.
На это направлена зрительная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на снятия напряжения с глаз. Предлагаем вашему вниманию зрительную гимнастику, разработанную для включения в ход урока. Во время выполнения упражнений следует подавать пример и комментировать каждое упражнение.
Примеры упражнений
«Вверх-вниз».
Восьмерка».
«Маятник».
Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.
Голову держите прямо, смотрите перед собой. Мысленно представьте себе горизонтальную восьмерку (или знак бесконечности) максимального размера в пределах вашего лица и плавно опишите ее глазами. Повторите упражнение несколько раз в одну сторону, затем в другую. После этого часто-часто поморгайте.
Голову держите прямо, смотрите перед собой. Посмотрите влево, затем медленно переведите взгляд вправо. Голова неподвижна, работайте только глазами. Во время выполнения упражнения следите за состоянием мышц глазных яблок, не перенапрягайте их!
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов.
Примеры упражнений
«ВЕТЕРОК»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу ( руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос )
Хочу налево посвищу ( повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
«ПУЗЫРИКИ»
Пусть обучающийся сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
«НАСОСИК»
Обучающийся ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Игры с движениями
Цели игр с движениями на физкультминутках:
- Снятие утомления — активные движения помогают расслабить мышцы, улучшить кровообращение и снять напряжение после длительного сидения за партой.
- Улучшение концентрации – физическая активность способствует улучшению кровоснабжения
- Развитие двигательных навыков — игры помогают развивать координацию, ловкость и быстроту реакции
- Повышение работоспособности — активные перерывы помогают восстанавливать силы и поддерживать высокую концентрацию внимания.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни — способствует развитию у детей осознанного отношения к физической активности.
Правила игр
«Светофор»
Цель игры: развивать внимание, скорость реакции и координацию движений.
Правила:
1. Все участники располагаются на одной стороне игровой площадки.
2. Ведущий становится напротив участников и берет карточки трех цветов:
- Зеленый — топаем ногами.
- Желтый — хлопаем в ладоши.
- Красный — не двигаемся.
«Четыре стихии»
Цель игры: развивать внимание, воображение и быстроту реакции.
Правила:
1. Ведущий объясняет участникам, что существуют четыре стихии:
- Вода — нужно изображать пловца.
- Огонь — махать руками, как будто тушат пламя.
- Воздух — имитировать полет птицы, разводя руки в стороны.
- Земля — приседать и касаться пола.
2. Все игроки стоят в кругу или в свободном порядке. Ведущий произносит название одной из стихий, а участники должны быстро выполнить соответствующее движение.
3. Тот, кто ошибся или замешкался, выбывает из игры или выполняет веселое задание (по договоренности).
4. Игра продолжается, пока не останется один победитель, или до достижения определенного времени.
Японская дренажная гимнастика
Японская дренажная гимнастика — это система упражнений, направленных на улучшение лимфо- и кровообращения, активацию обменных процессов и снятие отеков. Она основана на сочетании мягких движений, растяжки и дыхательных техник. Главная цель — активизация лимфатической системы, которая отвечает за выведение токсинов и поддержание иммунитета.
Примеры упражнений
Лёгкий массаж пальцев рук
Похлопывания по бокам тела
Растяжка с глубоким дыханием
Как выполнять: 1. Соедините пальцы одной руки с пальцами другой, обхватывая их. 2. Лёгкими движениями помассируйте каждый палец от основания до кончика.
Как выполнять :
Как выполнять:
3. Повторите для обеих рук.
1. Слегка согните руки в локтях.
1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч.
2. Похлопайте себя ладонями по бокам, начиная от талии и опускаясь вниз к бёдрам.
2. Поднимите руки вверх, одновременно делая глубокий вдох.
3. Повторите несколько раз.
3. Потянитесь вверх, задержитесь на 3-5 секунд.
4. На выдохе медленно опустите руки.
Игры с мячом
Цель игры: активизировать двигательную активность учащихся, развить координацию движений, скорость реакции и навыки командной работы.
Пример игр с мячом
«Поймай и назови»
«Один за всех»
Правила:
Правила:
1. Учитель или ведущий становится в центре класса и бросает мягкий мяч любому ученику.
1. Учитель бросает мяч ученику, называя простые задания, например: «Присесть», «Хлопнуть в ладоши», «Повернуться».
2. Ученик, поймавший мяч, должен быстро назвать слово по заданной теме (например, «фрукты», «животные», «города»).
2. Ученик должен выполнить задание и вернуть мяч обратно.
3. После ответа ученик бросает мяч следующему участнику.
3. Если игрок ошибается или запутался – он выбывает из игры.
4. Если игрок не может назвать слово или повторяет уже названное, он выполняет небольшое упражнение (приседает или прыгает) и возвращается в игру.
4. Оставшийся последний ученик становится победителем.
5. Игра длится 3-5 минут, победителем считается тот, кто ни разу не ошибся.
Выводы
Двигательная активность на уроках помогает:
- Улучшить физическое и эмоциональное состояние учеников.
- Повысить концентрацию внимания и успеваемость.
- Создать условия для оздоровления школьников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!