СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс "Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формы и методы классного руководителя в воспитательной работе

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе"»

Мастер – класс «Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе»

Учитель начальных классов: Шумилова И. А.

Цель:

предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов.

Задачи:

  • расширить представление о современных формах и методах воспитательной работы классного руководителя;

  • показать организацию классного часа для обучающихся начальных классов;

  • поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Оборудование: проектор, экран, компьютер;

  • сигнальные карточки;

  • рисунок радуги;

  • выставка книг о друзьях и дружбе;

  • карточки со словами, определяющих качества друзей;

  • свеча;

  • тексты пословиц;

  • сердце и сердечки из картона;

  • лепестки ромашки из картона, цветы из цветной бумаги;

  • рисунки детей

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

“Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для детей она является их естественной жизнью.

Основными формами и методами работы классного руководителя являются:

  • проведение анализа результатов успеваемости;

  • организация собраний, классных часов;

  • проведение различных соревнований;

  • участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий;

  • организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий

Мы сегодня остановимся именно на классных часах. Но прежде чем перейти именно к классным часам, давайте с вами вспомним основные понятия, которые нам сегодня с вами понадобятся.

Основные понятия

  • Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя с обучающимися для достижения целей обучения, развития и воспитания.

  • Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.

В данном случае у вас классификация активные методов обучения и воспитания

Мы сегодня с вами рассматриваем активные формы воспитательной работы

Проблемный классный час - начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность.

Классный час – визуализация - учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.

Классный час с заранее запланированными ошибками, которые должны обнаружить обучающиеся

  • Список ошибок обучающиеся узнают в конце

  • Подбираются распространенные ошибки, которые делают как обучающиеся, так и учителя

  • Обучающиеся во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист

  • В конце классного часа проводится их обсуждение

Классный час – дискуссия - целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе

Виды дискуссий

  • Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока

  • Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника

  • Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

Мозговой штурм (мозговая атака)- свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихся

  • Используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

  • Это способ поощрения активности обучающихся и быстрого генерирования идей

Правила проведения мозгового штурма:

  • Запрещена критика выдвинутых идей

  • Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы

  • Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи

  • Наличие ролей

  • В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей

  • Доброжелательная, творческая атмосфера проведения

  • Активное взаимодействие всех участников

  • Применение системы оценки, стимулирование

Классный час – пресс-конференция

  • Учитель объявляет тему классного часа

  • Просит обучающихся письменно задавать ему вопросы по данной теме.

  • Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут

  • Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы

  • В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.

  • В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся

Мой классный час

Тема моего классного часа " О дружбе и друзьях". При построении этого классного часа я использовала такую форму, классный час- дискуссия (целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе ). В данном случае дискуссия тематическая (обсуждаемые вопросы связаны с темой урока) Для определения темы классного часа, обучающимися используется прием "радуга"( но в данном случае она без цветная). Я предлагаю побыть им волшебниками. Каждый ребенок в душе мечтает о волшебстве, причем сделать это волшебство самому.

Раскрашивая радугу - появляются слова на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых разными цветами радуги их можно прочитать.( Обществу, Дарить, Радость, Улыбку, Желание, Благородство, Единство)

Собирая воедино первые буквы слов получается тема? (о дружбе)

Самое серьезное и очень важное понятие которое встречается в нач.школе при формировании коллектива. Целеполагание позволяет учащимся определить, что эта тема скрывает, и что они должны определить для себя. Используемая в ходе классного часа форма "мозговой штурм" позволяет быстро включить в работу всех обучающихся, но при этом они помнят, что должны чётко соблюдать правила "мозгового штурма" на слайде :

  • Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы

  • Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи

  • Наличие ролей

  • В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей

  • Доброжелательная, творческая атмосфера проведения

  • Активное взаимодействие всех участников

  • Применение системы оценки, стимулирование

- Произнесите слово, которое у нас получилось? (дружба)

- Что вы представляете? Что вам вспоминается?

По ходу работы используется форма "разбор конкретной ситуации" (беседа о друге)

- У кого из вас друзья - взрослые?

- Почему вам нравится иметь взрослого друга?

-Чему он может вас научить?

- Кто из взрослых может быть друзьями?

- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем.

- Для чего нужна дружба с ровесниками?

у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.

- Есть ли у вас друзья-животные?

- Какие?

- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?

- Что самое хорошее в дружбе с животным?

Вывод: преданность, верность животных. Забо­та о них согревает сердце.

В течении всей беседы дети опираются на свой жизненный опыт.

На занятии используются методы группового решения творческих задач.

Пары и группы

  • Этот метод даёт обучающимся больше возможностей для участия и взаимодействия.

  • Группы могут формироваться произвольно или по желанию обучающихся

или учитель заранее делит на группы,( Можно заранее учитывая уровень обучающегося или его характер межличностных отношений).

В своей работе я использовала метод развивающей кооперации. Ставиться задача, которую трудно выполнить в индивидуальном порядке и нужна кооперация (объединение) обучающихся.

Были созданы группы из 6человек, а далее каждая группа предлагает свой вариант решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы должны доказать истинность своего варианта решения. В течении этой работы они должны выяснить какими качествами должен обладать настоящий друг и найти те качества, которые другу вообще не подходят.

Этот метод достаточно часто используется мною в работе, он апробирован и дети очень быстро справляются с этим заданием находя при этом компромиссы.

Использую еще один метод группового решения творческих задач, метод "дельфи", который заключается в том, что помогает выбрать из предлагаемых вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта. Работа с элементами устного народного творчества. Разбирают каждую пословицу и выясняют подходит ли она к теме.

Также используя методы группового решения творческих задач ходе занятия дети вырабатывают свои правила дружбы, которые в последующем они сравнивают с теми правилами дружбы, которые высказал Сухомлинский. (Вывод, что вывели дети и Сухомлинский - одинаково).

На занятии используется метод работы с заранее запланированными ошибками. Обучающиеся должны обнаружить эти ошибки. В основе лежат проблемные (жизненные) ситуации, в которых подбираются распространенные ошибки при формировании понятия "друг", "дружба", "поведение друга".

В конце занятия проводится рефлексия, она может проходить в форме дискуссии, где ребята обмениваются своими мнениями, ощущениями, впечатлениями.

Мы рассмотрели с вами формы и методы работы классного руководителя в воспитательной работе на примере классного часа. И так каковы же критерии эффективности представленных методов и форм:

  • Личностная значимость и заинтересованность обучающегося

  • Возможность для проявления индивидуальных и творческих способностей обучающихся

  • Благоприятный климат.

А закончить своё выступление хотелось такими словами, что в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Задача классного руководителя – увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность, найти особый подход к каждому обучающемуся.

«Настоящий учитель, это не тот, кто знает больше всех, а тот, кто вдохновляет других на хорошие поступки!»

Цель: представление наиболее результативных элементов методического приема “Ролевая маска”, обеспечивающего эффективное решение учебно-воспитательных задач.

В руках у учителя две театральные маски, он прикладывает к лицу маску с печальным выражением и под музыку читает стихотворение:

Сказал Шекспир:

“Весь мир – театр, а люди в нем – актеры!
Кто плут, кто – шут, а кто простак, мудрец или герой”.

А потому, давайте мы поспорим.

Поищем в жизни роль свою, и слепим образ свой!

Довольно часто, чтобы понять другого человека, разобраться в себе, найти выход из сложившейся ситуации, нам необходимо посмотреть на эту ситуацию со стороны, стать на место другого человека. В этом может помочь такой нестандартный прием, как “Ролевая маска”. Прием относится к группе коммуникативных форм работы. “Ролевая маска” – прием активного обучения и воспитания, который характеризуется основными признаками:

- наличие задачи, проблемы, распределение ролей между участниками их решения;

- взаимодействие участников занятия обычно происходит посредством проведения дискуссии, каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

- ввод классным руководителем в процессе обсуждения корректирующих условий (Так, классный руководитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло);

- оценка результатов обсуждения и подведение итогов классным руководителем.

В своем мастер-классе я хочу показать, как практически действует прием “Ролевая маска” в работе как с детьми, так и с родителями. Для обыгрывания ситуаций мы берем случаи из жизни ребят и их семей.

1. . В классе, возможно, и у Вас была подобная ситуация: один мальчик, физически крепкий, постоянно обижал другого: обзывал, толкал руками, забирал вещи. Это наблюдали все ребята в классе. Беседы с обидчиком не приводили к положительному результату. Поэтому на классном часе я решила разыграть этот случай в виде сценки. Попросила двух ребят примерить роли обидчика и обижаемого ребенка. Потом я задала вопрос:

- Что испытывает ребенок, который толкал? Которого толкали?

Затем предложила поменяться ролями. После этого я попросила определить свою роль сидящих в классе детей, на глазах которых происходило действие. Оказалось, что в данной ситуации было не две, а три роли, три маски: обидчика, обиженного и равнодушных людей. При обсуждении ситуации мы выясняли, что страшнее: обижать или быть равнодушным и способствовать несправедливости в мире.

Преимущество этого приема в том, что проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов позволяют лучше понять мотивы поведения как участника, чья роль проигрывается, так и мотивы противоположной стороны. Этот прием наглядно помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в жизненных ситуациях. Прием “Ролевая маска” является универсальным и может применяться во всех направлениях воспитательной работы.

2. При воспитании здорового образа жизни и нравственного облика человека можно провести игру “Шприц”, используя прием “Ролевая маска”.

Уважаемые коллеги, прошу Вас помочь мне в этой игре. Вы получите шприц. Вам необходимо примерить на себе две маски: роль человека, который хочет попробовать наркотик и который категорически против этого. При этом вам необходимо обосновывать свой ответ (Участники мастер-класса, стоя в кругу, передают друг другу шприц, придумывая варианты отказа от принятия наркотика и варианты предложения его попробовать).

В обычной жизни дети бывают скрытными, а когда они надевают маску, то легко высказывают свои мысли от чужого лица. Нам как классным руководителям это помогает увидеть истинную картину в классе и вовремя оказать помощь ребятам. Кроме того, человеку необходимо научиться принимать важные для него решения, чтобы в ситуации выбора он смог сказать “нет”.

3. Эффективен прием “Ролевая маска” и на родительских собраниях. Представьте, что у нас собрание на тему “Как понять своего ребенка?”.

Для показа приема нам нужен помощник.

– Вы (слушатель в аудитории) примерите на себе маску ребенка.

А Вы, уважаемые коллеги, - маску родителей.

Игра - сценка “Ребенок-статуя”.

- Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно?

Ответы слушателей в роли родителей.

- Что мы делаем с ребенком?

- Ограничиваем движение.

(лентой связываем ноги помощнику)

- Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: положи, не трогай, не лезь руками?

- Что мы делаем?

- Связываем руки.

(лентой связываем руки)

- Говорите ли вы своим детям: не слушай музыку, не слушай советы друзей?

- Что мы делаем?

Лишаем информации.

(лентой завязываем уши)

- Скажите, говорите ли вы детям закрой рот, молчи, не лезь в разговоры?

- Что мы делаем?

- Лишаем возможности высказаться.

(завязываем рот)

- Уважаемые родители, а говорите ли вы такое: не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам?

- Что мы делаем?

- Лишаем ориентации.

(завязываем глаза).

В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит!

- Как Вы чувствуете себя в таком положении?

Ответы слушателей в роли родителей.

В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая маска”, для того чтобы родители прочувствовали на себе состояние ребенка, которому все запрещают.

Таким образом, прием “Ролевая маска” наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных воспитательных задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобных задач является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны, и позволяет эффективно решить или предотвратить различные проблемные ситуации в классе и в семье.

В руках у учителя две театральные маски, он прикладывает к лицу маску с веселым выражением и под музыку читает стихотворение:

Наш мир – это зал! Наша жизнь – это сцена,
Где смешались смех и слезы, горе и любовь.
Но, хоть сотню жизней проживи одновременно,
Будь и оставайся ты всегда самим собой.





https://photos.app.goo.gl/sRQ9fZpRUAd6FHZL9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!