СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения мастер-класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс

Тема: «Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов»

Цель: предоставить участникам процесса возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов и приёмов.

Задачи: расширить представление о современных формах, методах и приёмах организации работы с родителями; показать организацию совместного досуга детей, педагога и родителей.

         Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных».

Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная «головная боль» педагогов.

Учительство всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в школе было интересно, чтобы их посещения приносили только пользу и для школы, и для детей?

         В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

Пр. 3

Пр. 4

         Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями и детьми включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении школы.

         Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

-конференций;

-индивидуальных и тематических консультаций;

-родительских собраний;

-тренинги.

         Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

-день творчества детей и их родителей;

-открытых уроков и внеклассных мероприятий;

-помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса.

         Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

-участие родителей класса в работе совета школы;

-участие родителей класса в работе родительского комитета.

         Все мы прекрасно знаем, что семьи все разные, у каждой свои проблемы и трудности и, поэтому, невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции и мастерства педагога.

         Мне хочется поделиться своим опытом работы с родителями.  Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, в самом начале работы с родителями изучаю социальный статус семьи и только потом планирую работу с родительским коллективом. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования. Сейчас можно найти   много готовых анкет или составить самой.

 

 

 

Пр. 6

         К началу учебного года я уже вижу средний возраст своих родителей, есть ли у них общие интересы, какую посильную помощь может оказать каждый из них. Часто такое анкетирование провожу перед поступлением ребёнка в первый класс, потом вопросы анкеты изменяю или добавляю новые.

         Наступает первое родительское собрание, родители приходят в школу. На первом родительском собрании я стараюсь поближе познакомить между собой всех родителей. Для этого использую различные методы и приёмы. Прошу всех родителей построиться в круг.  У меня в руках игрушка - «сердце нашего класса». Прошу каждого родителя назвать своё имя и имя своего соседа и передать «сердце» дальше по кругу. (Теперь каждый родитель называет своё имя и отчество так, как бы он хотел, чтобы к нему обращались.  Передаётся игрушка до тех пор, пока не попадёт в руки учителя.). 

         Следующий приём знакомства - «рукопожатие». Я прошу пожать руки друг другу:

- тех, у кого в классе учится сын, учится дочь;

- тех, у кого больше двух детей в семье;

-  тех, кто любит читать;

- тех, кто умеет вязать.

          Объединитесь в небольшие группы (в каждой группе может быть по три или четыре семьи). На доске вешаю рисунок дерева. Каждой группе раздаю листочки. Прошу на листочках написать мероприятие, которое они хотели бы провести или поучаствовать в нём, или просто посмотреть. Пробуем украсить наше дерево листьями. Вот и готов план внеклассной работы. Теперь я уже знаю, к какой семье и когда могу обратиться за помощью.

         Каждую встречу с родителями я стараюсь начинать с какого - то изречения, сказки или притчи, чтобы родители задумывались о своей роли в воспитании детей. Например, Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Дальше происходит обсуждение этого высказывания.

 

         На дискуссиях и круглых столах часто обсуждаются вопросы, какими же нам быть с детьми: добрыми или строгими? как найти эту «золотую» середину? часто ли говорить слово «нельзя» своим детям?

         Перед круглым столом я прошу детей ответить на вопрос: «Что вам запрещают делать родители?» Ответы подсчитываю и вывожу в таблицу.

          Класс делится на две группы: дети и родители. Давайте поменяемся ролями. Дети превращаются в родителей, а родители в детей. Родители и дети получают задания, которые им необходимо обыграть.

Задания для детей, исполняющих роль родителей:

1) Вы поручили ребёнку прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция?

2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите?

Задания для родителей, исполняющих роль детей:

1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг, вы заигрались и ничего не сделали. Как объяснить маме?

2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему.

         Подведём итог нашему практикуму. Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть даже и поведение. И каждый наверняка сделал для себя определённые выводы.

         Наблюдая за детьми и родителями, я пришла к выводу, что им интересны нетрадиционные формы работы: совместные праздники, поездки, экскурсии, походы. И поэтому в классе можно проводить совместные праздники: «День Мам», «8 марта», «Новогоднее представление», «Весёлые старты», «Лыжные прогулки» и т. д.

         В настоящее время совместные мероприятия вышли за рамки класса и стали общешкольными с привлечением работников ДК, ДТ и городской библиотеки. Проводятся такие мероприятия: «Масленица», «Рождественские посиделки», «Спортивные праздники».

         Эти формы работы сближают детей и родителей, а классный коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагога, детей и родителей.

Свой мастер - класс мне хотелось бы закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения,

Влейте в неё полное сердце любви,

Добавьте две горсти щедрости,

Посыпьте добротой,

Плесните немного юмора

И добавьте как можно больше веры.

Всё это хорошо перемешайте.

Намажьте на кусок отпущенной вам жизни

И предложите каждому,

Кого встретите на своём пути.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения мастер-класса»

Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов

Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов

Старый школьный афоризм гласит:  «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Старый школьный афоризм гласит:

«Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

ШКОЛА + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

ШКОЛА

+

СЕМЬЯ

+

ДЕТИ

=

СОТРУДНИЧЕСТВО

совместное определение целей деятельности совместное планирование предстоящей работы Сотрудничество совместное распределение предмета деятельности совместный контроль и оценка результатов работы прогнозирование целей и задач

совместное определение

целей деятельности

совместное планирование

предстоящей работы

Сотрудничество

совместное распределение

предмета деятельности

совместный контроль и

оценка результатов работы

прогнозирование целей и задач

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Традиционные Нетрадиционные Родительские собрания Классные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации Посещения на дому Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Традиционные

Нетрадиционные

  • Родительские собрания
  • Классные и общешкольные конференции
  • Индивидуальные консультации
  • Посещения на дому
  • Родительские тренинги
  • Дискуссии
  • Психологические разминки
  • Круглые столы
  • Устные журналы
  • Практикумы
  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • Родительские ринги
Анкета  - Где и кем работаете? - Сколько Вам лет? - Какое образование? - Чем любите заниматься в свободное время? - Чем можете помочь школе?

Анкета

- Где и кем работаете?

- Сколько Вам лет?

- Какое образование?

- Чем любите заниматься в свободное

время?

- Чем можете помочь школе?

Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома»

Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома»

Возьмите чашу терпения, Влейте в неё полное сердце любви, Добавьте две горсти щедрости, Посыпьте добротой, Плесните немного юмора И добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни И предложите каждому, Кого встретите на своём пути.

Возьмите чашу терпения,

Влейте в неё полное сердце любви,

Добавьте две горсти щедрости,

Посыпьте добротой,

Плесните немного юмора

И добавьте как можно больше веры.

Всё это хорошо перемешайте.

Намажьте на кусок отпущенной вам жизни

И предложите каждому,

Кого встретите на своём пути.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!