МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс»
МПК «Карат»
Любительское объединение «Галатея»
у л.Заславского ,23
(34385) 7-30-59
Мастер-класс «Фото-Азбука»
педагога-организатора клуба «Карат» Л.А.Гишиваровой
город Серов
2021 год
Уважаемые коллеги!
Приобретя фотокамеру, любители стремительно начинают снимать всё: друг друга, родных и знакомых, улицу, проезжающие мимо машины, пробегающих собак и т.д. Но почему-то вопрос «с чего начать?» задают не сразу.
Обычно новоиспеченный фотограф после первого просмотра пребывает в восторге: изображение получено! Торопливо, с азартом проводится съемка. И вот, первый неряшливый материал распечатывается и демонстрируется приближённым. Те, кто оказался в кадре, и рады и не рады, автор горд собственным произведением. А гордиться ему, в сущности, нечем. Ведь современная фототехника настолько проста в обращении, что получить изображение не составит особого труда.
Но скоро становится ясно: первые фотографии никто «шедевром» не назовет. Ведь для любого человека нет ничего милее и роднее собственной физиономии, поэтому фотографа благодарят лишь в том случае, когда остаются довольными своим изображением. Даааа, обидеть художника может всякий… Но пройдет время, и сами авторы будут стесняться этих фотопроб. Определённо Фотограф был, есть и будет одним из главнодействующих лиц в каждом временном отрезке. Как часто мы сожалели, что упустили и не запечатлели какой-нибудь важный момент в нашей жизни, на работе и в семье. Фотография – это умение ухватить время, лучший миг, возможность ещё не раз к нему вернуться. Помните, что фотографии с годами приобретают особую ценность.
С чего начинать, чтобы снимать грамотно, а значит, интересно для всех, и, так сказать, «на века»? Ответить на такой вопрос односложно и категорично (делай то-то и так-то, и все будет замечательно) нельзя. Пользуясь советами кулинарных книг, можно сварить вполне съедобный обед. Но фотографию по рецептам не снимешь. Можно, скажем, выучить все правила дорожного движения, но так и не научиться водить машину. В искусстве действуют свои закономерности, требующие от всех, кто берет в руки фотокамеру, очень многого, и в первую очередь – личной организованности и ясного понимания целей своей деятельности. Ведь есть и такие, кто представляет себе фотодело очень просто: «Вот были Ньепс и Дагер, а теперь пришли мы», тем самым перечеркивая более чем столетний опыт сотен и тысяч фотографов. Да, рецептов в искусстве нет. Но есть сумма знаний, которыми нужно овладеть. И есть опыт, накопленный передовыми студиями и наиболее искусными любителями, который можно перенять, но только на ПРАКТИКЕ!!!
Исходя из всего этого, можно выделить несколько узловых моментов. Они касаются учебы, организации, тематики и жанров. Который из них наиважнейший, сказать невозможно. Все эти вопросы нужно решать в комплексе, одновременно.
Не секрет, коллеги, что наше увлечение фотографией представляет общественный интерес. Наши фотографии создаются с расчетом на демонстрацию в большой аудитории. Здесь очень важны качество, творческий подход и эмоциональная сила. Итак, ответ на вопрос «с чего начать, приступая к съемкам?» - это, прежде всего, минимум знаний, которым нужно обладать.
Жанры (виды) фотосъёмок:
Портрет
Групповой портрет
Репортаж
Пейзаж
Натюрморт
Реклама
Авторская фотография ( студийная съёмка, художественные замыслы и т.п)
Если Вы выбрали тематику, жанр и готовы приступить к фотосъёмке пора вас «познакомить» с некоторыми правилами съёмки и элементами композиции:
Правило:
Естественного и искусственного освещения ( прямое, контровое, контражур, боковое; верхнее, нижнее, среднее, по 45º и т.д.)
Золотого сечения
Симметрии
Контраста
Динамики
Съёмки с верхней, средней и нижней точек
Формата: квадратного, вертикального, горизонтального
Линейной перспективы
Ритма
Общего, среднего и крупного планов
Уравновешенного и неуравновешенного снимка
Элементы композиции:
Объём
Свет и тень
Перспектива
Ракурс
Формат
план
Фотограф-универсал. Чаще всего, мы, педагоги фотографируем детей во время мероприятий. Данная съёмка – смешанная. Это репортаж, портрет, натюрморт и групповые снимки. Педагог, занятый детьми, фотосъёмку ведет, как Бог даст. В основном получаются кадры с общим планом и слабой детализацией. Поэтому в репортажной съёмке всегда должна присутствовать режиссура. Чтобы получились сами за себя говорящие кадры, яркие, точные, с выгодным ракурсом и планом, надо, в таких случаях, с участниками мероприятия устраивать инсценировку. Вот где пригодятся Ваши организаторские способности и актёрское мастерство! Но не надо забывать, что кадры должны получиться естественными…. Поверьте, пройдёт время и никто не вспомнит, как они были сделаны, а вашу работу оценят на 5+.
И ещё раз о критериях репортажной съёмки: ( более 50 кадров)
хронология ( от и до)
обзорность ( массовость)
портреты ( характеры, эмоции)
динамика
тематика
персоны ( участники, руководство, жюри)
постановочные кадры ( тематические и групповые снимки, портреты)
Примеры:
Золотое сечение ( 2/3)
Пример репортажной съёмки. Конкурс «Золушка Эдельвейса»:
Соблюдена хронология от сбора зрителей до награждения.
О бзорность ( массовость)
П ортреты, характеры, эмоции
Д инамика
П ерсоны ( участники, руководство, жюри)
Тематика и так ясна
П остановочные кадры
Д ля сравнения несколько фотографий из моего архива:
Фото №1
Портрет
Динамика
Естественное освещение
Первый план
Мероприятие, ДКЖ
Ф ото №2
Портрет
Динамика
Освещение 45º
Студийная съёмка
Фото №3
К вадратный формат Вертикальный формат Горизонтальный формат
Ф ото №4
Контраст
Ф ото №5
Перспектива
Ритм
Динамика
Фото №6
Контровое освещение
Ф ото №7
Перспектива
Ф ото №8
Неуравновешенный снимок
Фото №9
Съёмка с нижней точки
Фото № 9/1
Съёмка с верхней точки
( типичная ошибка)
Фото №10
Ракурсы
Распространённые ошибки:
у объекта нет «точки опоры» ( непонятно где верх-низ у снимка)
контраст при фотографировании женщин, девушек
съёмка детей с верхней точки, надо приседать, или садиться на стул перед детьми
горизонтальная съёмка портрета
вертикальная съёмка группы людей
съёмка людей с нижней точки ( эффект памятника), с верхней (эффект коротких ног), нарушаются пропорции. ( и добавляются неприятные моменты виде двойных подбородков, складок и увеличения объёмов тела)
Динамичная съёмка с длинной выдержкой, снимки смазанные
Небрежно наложен макияж, блеск на лицах
недодуманная, неточная композиция
«мусор»
нарушено равновесие горизонта или углов
неправильное освещение ( против света, например)
Советы:
крепко держите фотоаппарат, представьте, что Вы – тренога, штатив
приглядывайтесь, всматривайтесь, выбирайте ракурс, экспериментируйте, больше фотографируйте
не ленитесь переставить реквизит и убрать вещи с заднего плана
если есть возможность, поверните модель лицом к свету, поправьте на ней одежду, подскажите, как лучше встать, сесть и т.д.
умейте изображать, объяснять и командовать
смотрите больше фотографий в журналах, на хороших сайтах, отбирайте для себя наиболее удачные, значит это и Ваш взгляд, Ваше видение
Не показывайте «рабочий материал», храните его в отдельной «папке», создайте отдельную папку «на распечатку, Эдельвейс, Золушка-2009»
«Скидывайте» фотографии на CD! Создавайте свой фотоархив.
О минусах в работе фотографа:
О плюсах:
Всегда в тонусе творческий потенциал
Работа с людьми
Желание и умение делать мир прекраснее
Практическое задание.
Автор Л.А.Гишиварова клуб «КАРАТ» студия «Галатея» Страница 12