Мастер-класс фрагмента родительского собрания на тему «Буллинг»
учителя Карасёвой Е.В.
Сегодня я хочу поговорить о проблеме буллинга или школьной травли, но несколько с другой стороны. Недавно в моем классе был проведен классный час на эту тему, мы с ребятами прочитали книгу Железникова «Чучело», обсудили проблему жестокости среди детей. После классного часа я поняла: опасность школьной травли состоит в том, что в ситуации буллинга страдает не только жертва, но и агрессор, и зрители.
Давайте посмотрим на проблему с точки зрения жертвы.
Сегодня проблема буллинга очень актуальна в России, каждый 2 ребенок подвергался притеснениям со стороны одноклассников, а почти каждый участвовал в травле. Давайте разберемся, что при этом чувствует ребенок.
Буллинг нужно отличать от простого единичного конфликта, т.к. травля – Буллинг — это регулярное психологическое или физическое давление на жертву. Сегодня зачастую буллинг приобретает и виртуальную форму, когда преследования, насмешки продолжаются в сети Интернет.
Давайте попытаемся понять, что испытывает ребенок, которого травят.
Уважаемые слушатели, представьте себе ситуацию: вы приходите на работу, коллеги вас не приветствуют, а игнорируют, другие избегают вас, третьи перешептываются и смеются. Вы ничего не понимаете, проходите к своему рабочему столу и обнаруживаете, что все канцелярские принадлежности куда-то исчезли, ваши бумаги помяты, компьютер запаролен. На вопрос, что происходит, все молчат, некоторые хихикают. Наступает время обеда, вы спускаетесь в столовую, садитесь за стол, все демонстративно встают. И так происходит каждый день.
Что вы чувствуете, оказавшись в такой ситуации? Вы растеряны, злы, обижены, вы находитесь в большом стрессе.
Вам хочется работать в таком коллективе? Я думаю, что нет.
Что может сделать в данной ситуации взрослый? Он может серьезно поговорить с коллегами и решить проблему, поднять вопрос на совещании, поменять работу, в конце концов.
А теперь ответьте, что может сделать ребенок-жертва? Ничего, кроме действий, которые усугубят ситуацию и прибавят проблем. Находясь в противостоянии со всем коллективом, ребенок ломается, психика порой не выдерживает, появляются мысли о суициде. Психолог часто не помогает, потому что не избавляет ребенка от токсичной среды. Многие родители стараются подбодрить ребенка, заставить его бороться, но это, как сказала детский психолог Петрановская, то же самое, что «плавать в бассейне с серной кислотой и говорить, что тебе не больно».
Если с жертвой все понятно, то как страдают остальные стороны?. Давайте станем на сторону арессора. Агрессор – это часто нарциссическая личность, которая, привыкнув доминировать в детстве, может столкнуться с большими социальными проблемами во взрослой жизни:
-
Неблагоприятное будущее;
-
Проблемы во взаимоотношениях;
-
Террор в семье.
Но есть и третья сторона травли – зрители, которые часто из-за страха стать следующей жертвой травли, бездействуют. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам Таким образом, весь детский коллектив так или иначе вовлечен в проблему, последствия которой могут изменить жизни многих. Видео.
Уважаемые слушатели, хочу сказать, что буллинг – это проблема взрослых. Неэффективно говорить только с родителями жертвы или зачинщиков. Точечные меры не сработают. Для прекращения травли взрослые члены школьного коллектива должны снять ответственность с детей и взять ее на себя - родители, учителя, психологи только все вместе способны остановить травлю. Ведь буллинг в школьном коллективе подобен опасному нагноению, которое можно вылечить только вскрытием, и вскрывать должен не один хирург, а целая бригада специалистов. Г.Х.Андерссен в свое время написал горькие слова:
«В страдании у ребёнка нет надежды, рассудок не протягивает ему руку помощи, в тяжкую минуту ему не за что ухватиться, кроме самого горя».
Очень хочется не согласиться с писателем: необходимо, чтобы в трудную минуту ребенок мог ухватиться за руку взрослого.
Ребёнок всегда надеется, что взрослые возьмут его на руки, чтобы он мог увидеть цветок за окном.
• Антуан де Сент-Экзюпери