Мастер-класс «Гениальность на кончиках пальцев»
Цель мастер-класса: 1.расширить педагогическую грамотность педагогов о роли мелкой моторики в развитии речи учащихся.
2.Заинтересовать педагогов актуальностью данной темы, привлечь педагогов к сотрудничеству.
Задачи мастер-класса:
- Актуализировать знания педагогов о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
- Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
- Презентовать педагогический опыт по формированию у школьников положительной мотивации к обучению
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада представить Вам свой мастер-класс на тему «Гениальность на кончиках пальцев»
Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды.
Давайте определимся с Вами, что же нас рука? Для чего человеку нужны руки?
(Ответы рабочей группы)
Посмотрите на экран.
Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
Давайте вместе с вами составим портрет современного первоклассника. Что умеет сегодняшний первоклассник?
-читать
-считать
-рисовать
-знает иностранный язык
- владеет компьютером и телефоном
Но многие ручку держать правильно не умеют,у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Посмотрите на экран. Давайте разберём, что может служить причиной нарушений почерка у ученика начальных классов.
(Картинки изображены на слайде)
Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:
а) учащиеся сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;
б) пишут «носом»;
в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки и подпирает голову;
г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу);
д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к
правому плечу;
е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.
Во-вторых, мотивационно-потребностный блок письма, т. е.
формирование отношений ученика к деятельности письма, его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать.
«Не хочу» и «не могу» - два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не создает положительной мотивации учения.
В-третьих, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:
а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;
б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;
в) ошибки исправляются учеником или после многократного перечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной букве;
г) углы тетради загнуты и затерты;
д) не соблюдается единый орфографический режим.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.
Задания на развитие мелкой моторики рук в начальной школе можно разделить на 4 блока.
1Блок. Пальчиковая гимнастика
Массаж, самомассаж (без предметов, с предметами).
Упражнения для кистей рук
Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы):кольцо, коза, заяц;
Динамические упражнения(развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую)
В своей работе я использую упражнения для пальцев и кистей рук в стихах: «Паучок», «Апельсин» (любимые для детей).
Вывод: такой массаж стимулирует речевое развитие ребёнка, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
2 Блок. Пальчиковые игры
Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками.
С атрибутами: линейка, карандаш, ручка, нитки, грецкий орех и т .д.
В своей работе я использую: «Разорви лист по линиям» лист согнуть пополам, ребёнок должен разорвать лист по сгибу. Работа требует аккуратности.
«Шаловливый котёнок» моток ниток размотать, а потом смотать правой , а затем и левой рукой.
Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.
3 Блок. Творческий
Лепка из пластилина.
Изготовление поделок из бумаги.
Изготовление поделок из природного материала.
Конструирование.
Рисование или раскрашивание картинок.
Приём "Ниткопись"
Я на уроках обучения грамоте использую приём "Ниткопись" Дети на бархатной бумаге "выкладывают" новую букву из ниток шерстяных. Нитки хорошо цепляются и держатся. Развивается моторика и запоминание образа новой буквы.
Приём по методике Потаповой.
Это когда при изучении новой буквы, дети получают карточку с новой буквой, которая из бархатной бумаги вырезана и приклеена на лист. Они по ней путешествуют, запоминая образ.
Вывод:
Итак, формируя и совершенствую мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторику мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребёнка.
В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».