Мастер-класс
Ясько Светлана Григорьевна , учитель начальных классов
Тема : «Я хочу учиться. Интерактивные методы, как средство мотивации школьника в образовательном процессе.»
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.
Китайская пословица
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению интерактивных методов обучения.
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;
- Рассмотреть на практике методы интерактивного обучения;
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.
Ход занятия
Уважаемые педагоги ,я хочу начать свой мастер-класс с небольшого видеофрагмента.(Просмотр видеоролика «Не хочу учиться»).
Скажите, что вы чувствовали, в процессе просмотра ?
Как вы думаете, над какой проблемой мы будем сегодня работать?
Как вы считаете что нужно сделать , чтобы ребенок хотел и мог учиться? Эта проблема часто встает перед нами. Можно обсудить этот вопрос в парах.
Поэтому я хочу сегодня вам предложить для обсуждения тему: «Я хочу учиться. Интерактивные методы, как средство мотивации школьника в образовательном процессе.»1 слайд
Как вы считаете , какие задачи мы будем решать на нашем занятии?2 -3слайд
Уважаемые коллеги, я хочу предложить вам самим создать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно т.е другими словами поработать в интерактиве . (В начале мастер – класса был использован «Яркое пятно» прием привлекательной цели для мотивации на участие в учебно-познавательном процессе).
4 слайд Я предлагаю вам цитату: Ещё Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.»
Опираясь на высказывание закончите такое предложение:
4 слайд А для этого он (хороший учитель) должен…………,то есть быть…………
Итак, пожалуйста, кто хочет высказаться.
Давайте посмотрим ,что у нас получилось.
5 слайд А для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью, применять новые технологии, методы и приемы: то есть быть – коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
Итак, для того , чтобы обладать педагогической компетентностью, применять новые технологии, методы и приемы давайте попробуем рассмотреть подробнее , что же такое интерактивные методы обучения .
5 слайд Для этого применим метод «Парацентрация». Его используем для изучения новых понятий, терминов. Например, при знакомстве с термином предлагается подобрать однокоренные слова или синонимы к словам . Далее можно дать учащимся определение из учебника.
Приглашаю на сцену 6 помощников , которые будут выступать в роли фокус-группы.
1 группа подбирает пару к слову Интерактивные »
inter» – «взаимный, между» и «actio» – действие.
2 группа - к слову «метод» Метод – способ, приём. Метод – это комплекс образовательной деятельности учителя и учебной деятельности учеников
3 группа к слову «обучение»
У вас на столе будут лежать карточки- помощники. В случае затруднений можете воспользоваться ими. Каждой группе выдаю карточки.
inter» – «взаимный, между» и «actio» – действие, метод – способ, приём, совместное обучение ,целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся ,взаимодействуют друг с другом , совместно решают проблемы, моделируют ситуации , деловое сотрудничество.
Давайте послушаем , что получилось у наших смельчаков и выведем определение.
6 слайд
Интерактивные методы предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве), то есть обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение. Обучающиеся погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Следующий интерактивный метод , с которым я хочу вас познакомить, «Ковер идей».
7 слайд Это широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Методика «Ковёр идей».
«Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
8 слайд Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему у детей ослабевает интерес к учебе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Сейчас при помощи этого метода мы найдём пути решения проблемы: «Ослабление интереса детей к учебе.»
1 этап – понимание проблемы. На зелёных листочках напишите ответ на вопрос « почему дети теряют интерес к учебе? Каждая группа приклеивает по зелёному листику на свой ковёр.
2 этап – поиск решений. На желтых листиках пишем, что нужно изменить, чтобы у детей появился интерес к обучению.
3 этап – что бы сделал (делаю) конкретно я для решения этой проблемы (на красных листочках).
4. этап – оценивание идей.
Слово представителю каждой группы. Диспут.
Знаете ,мне кажется одна из причин возникновения этой проблемы , мы сами забыли , что когда то были детьми.
Релаксация
Метод «Путешествие в детство»
Цель: повысить уровень энергии в группе.
Численность: не ограничено
Проведение:
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Все мы уже взрослые, а иногда так хочется побыть детьми! Так давайте не будем себе отказывать, и на несколько минут вернемся в детство! Итак, представьте, что вам 5 лет. Откройте глаза и передайте свои чувства жестами.
Почувствуйте себя ребенком, который гордится, что построил крепость из песка!
Почувствуйте себя ребенком, который находится в восторге от мыльных пузырей!
Почувствуйте себя ребенком, который впервые увидел, как распускается цветок!
Почувствуйте себя ребенком, которому на День Рождения подарили очень много замечательных подарков!
Почувствуйте себя ребенком, который путешествует с родителями и любуется удивительно красивым пейзажем!
Почувствуйте себя ребенком, которому родители купили много воздушных шариков, и он идет с ними по улице. Красивый, солнечный день и много-много разноцветных шариков!
Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство. И знайте, что когда вам захочется, вы на некоторое время можете стать ребенком!
Мы немножко отдохнули и пора опять приниматься за работу.
Разделимся на 2 большие группы. Для того ,чтобы разделить на группы ,можно применить метод «Занять позицию»
1.Использование методики «займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.
2. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы. 3. Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из табличек, размещенных в разных частях аудитории:
Скорее за
Скорее против
4. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции.
5. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.
Итак займите позицию, которая вам больше близка и начнем дискуссию по проблеме.
9 Слайд Метод «Дерево решений»
1. Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.
2. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов.
Проблема: Применение интерактивных методов в обучении
Применение интерактивных методов в обучении |
Плюсы | Минусы |
| |
| |
| |
Аргументы «за»:
Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит ее на более высокие формы сотрудничества.
Практически исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуктивные решения, участвовать в дискуссиях. Общаться с другими людьми.
ИМ развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
ИМ снимают нервную нагрузку школьников, дают возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.
ИМ обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика.
ИМ обучения помогают учить учащихся самостоятельно добывать знания,
ИМ обучения помогают развивать интерес к предмету,
позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Аргументы «против»:
Даже ИМ обучения не могут преодолеть нежелание ребенка участвовать в процессе обучения.
Для некоторых детей ИМ являются чем-то, что разрушает их привычное понимание процесса обучения, что вызывает внутренний дискомфорт.
Несмотря на выслушивание разных мнений, может доминировать мнение одного учащегося, если выступающий психологически доминирует в группе.
Для некоторых учащихся работа в команде с использованием ИМО – это возможность ничего не делать.
Если учитель в должной мере не владеет ИМО, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Увлечение ИМО может увести от основной цели урока – получение знаний по конкретной теме.
Слайд Вывод:
Как показывает практика использование ИМО способствует не только эффективной организации учебного процесса, активизации процесса обучения, но и учат детей конструктивному общению, поиску компромиссов, мотивируя их на учебный процесс, что немаловажно в современной школе. Поэтому я говорю активным методам обучения: ДА!
Рефлексия
Мое занятие подходит к концу.
Если вас заинтересовала тема, поднимите правую руку.
Если вы считаете , что данная тема актуальна , кивните головой.
Если вы будете применять данные методы, похлопайте в ладоши.
Я вижу , что наше общение не оставило вас равнодушными.
А закончить свое занятие я хочу замечательным видеороликом. Это и будет мое пожелание вам , а также ,надеюсь, мотивировать вас на дальнейшие успехи.Просмотр видеоролика « Саморазвитие , успех ,счастье ,мотивация.»