Японская методика пальцевого массажа
В.А. Сухомлинский писал, что
«…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
- От степени развития моторики руки зависит уровень интеллектуального развития ребенка в целом.
Почему полезен пальцевой массаж
- Работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
- Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
- Способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Ещё японский ученый Намикоши Токухиро (1905-2000 г г) считал, что
массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
массаж большого пальца - повышает активность мозга,
массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу,
массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника,
массаж безымянного пальца - стимулирует печень,
массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности
Массаж грецкими орехами:
Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу-вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне забавно.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения;
поместить орех на тыльную сторону кисти и продолжить – круговые движения.
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
-Прокачу я два ореха по ладоням-вверх и вниз,
-А теперь круги катаю, про орех не забываю!
Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки, обеих рук.
-Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого (пару орехов, мячей кладем в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого.)
Вы видели циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
будто шмель вокруг цветка.
Массаж шестигранными карандашами
- Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
- Удерживать в определённом положении в правой и левой руке.
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими
карандашами движениями вверх–вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Карандаш в руках сжимаю!
И вперёд его катаю.
Медленней…Быстрей…Как ловко!
Пять минут без остановки!!!
Нарисую я ладошку.
Отдохну потом немножко.
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 5.
Массаж чётками
Перебирание чёток развивает пальчики, успокаивает нервы.
Перебирание сочетают со счётом, прямым и обратным.
Массаж «четками».
Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.
Перебирание четок сопровождают, как правило, счетом - прямым и обратным.
- Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.
Четки мы перебираем,
Все на свете мы считаем.
За день всходит только раз
В синем небе солнца глаз.
И гордится голова:
У нее-то глаза два!
Мы пускаем пузыри:
Раз пузырь, и два, и три.
Мы считаем дырки в сыре:
Раз и два, и три, четыре.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Массаж шариками Марблс
Исследование происхождения марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс, – шарики из обточенного камня и обожженной глины, найдены при раскопках древних цивилизаций
- Щёлкать по ним пальцами;
- «стрелять»
- Направлять в специальные желобки и лунки отверстия, состязаться в точности попадания.
- Вертеть в руках;
Мячики – сокс
Мячик-сокс, матерчатый сферический мешочек с наполнителем (лущёный горох, зернистая крупа или любой другой сыпучий материал)
Почему полезен
пальцевой массаж
Шестигранный карандаш
Су - Джок
Марблс
Чётки
Мячики - сокс
Отношение к массажу неоднозначно: одни недооценивают, другие приписываю чудодейственные свойства.
Одно бесспорно - неправильное применение данных методик никогда не принесёт вред человеку, а будет просто неэффективно, зато при правильном, систематическом применении способствуют успешному развитию речи ребёнка, достижение положительных результатов сокращается во времени, нервная система детского организма становится более уравновешенной, общее развитие гармоничным.
Литература:
Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов: Феникс, 2011. — 109, [2] с.