МАСТЕР-КЛАСС
«Индивидуальная образовательная программа в технологии портфолио»
«Создание материалов ИОП по биологии»
№ | Ход выступления и работа с аудиторией | Примечание | Время |
1. | При входе в аудиторию участникам мастер-класса выдаются цветные стикеры, которые делят их на 3 рабочие группы | | |
? Уважаемые коллеги, на какие вопросы по теме мастер-класса Вы бы хотели сегодня получить ответы? Что Вас заинтересовало (привлекло) в теме? | Вопросы учителей фиксируются на доске | 3мин |
Знакомлю с моделями портфолио, которые были использованы в эксперименте: 1 модель – портрет, творческие работы, рабочие материалы, мои достижения; 2 модель – мой портрет, копилка, архив, шаги к успеху, минута славы. | Презентация, раздатка по разделам | 7мин |
Переход на ИОП. Описание модели, ее разделов. Модель ИОП: - пояснительная записка, мои помощники, рабочие материалы, архив, мои достижения (см. в приложении). |
2. | Работа в группах по созданию материалов ИОП. А) «Поэма жизни» (см. в приложении). Презентация и обсуждение. Основные трудности у обучающихся возникают именно с заполнением строк №7, 8. Как Вы думаете, что необходимо для ИОП, какие результаты и достижения? Индивидуальная образовательная программа – это программа действий ученика по освоению знаний, способов действий по предметам (циклу, общая) по развитию личных качеств, развитию мышления, творческих способностей, включающая в себя различные формы образования. | «Дерево жизни» - корень (знания по предмету, познавательный потенциал у детей); - ствол (матер. техн. база ОУ, квалиф. Пед. Кадры, гибкое расписание ); - листья (интерес и желание детей и учителя, позитивный пример, поощрение и т.д.) | 10мин |
Б) Знакомлю с графиком контроля и картой ребенка по предмету на учебный год (см. в приложении). «Творческие тексты» по теме «Тип Простейшие». Категории информации: 1группа «Строение», 2 группа «Многообразие», 3группа «Значение». Если успею, то с рефлексивным комментарием к данным работам. | 3 группы (3 вида текстов и творческих работ), их презентация. Методика написания рефлексивного комментария. | 15мин |
? В какие разделы ИОП мы вложим созданные материалы? («Поэма жизни»- Пояснительная записка, «Кластер», «Синквейн», стихотворение, объявление - Рабочие материалы). | | 5мин |
3. | Рефлексия.Возвращаемся к вопросам, которые были заданы в начале мастер-класса. Обсуждаем – получены ли ответы? Заполняют лист «ИТОГ». А я провожу рефлексию по приему «Круг воспоминаний»: сегодня на мастер классе было 30 участников, было выполнено столько-то работ, были найдены ответы на столько-то вопросов и может быть хоть 1 из Вас заинтересовался и будет применять данную технологию. Спасибо за работу!!! | Рисую «Круг воспоминаний на доске» | 5мин |
МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО БИОЛОГИИ
Раздел «Пояснительная записка»
Данный раздел предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Здесь обязательно помещается вступительная статья – обоснование, где сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументация, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают (например, «Поэма жизни»). Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику (например, «Понятийное колесо» об авторе ИОП). Результаты диагностики: уровень мотивации, напряженности, самооценки.
Раздел «Мои помощники»
Копилка материалов и информации, часть которых будет использована для изготовления рабочих материалов, т. е. продуктов, созданных автором портфолио. К таким материалам можно отнести схемы, памятки, списки литературы, предложенные ученику учителем или найденные учеником самостоятельно. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал, что связано с тематикой ИОП. Также в качестве помощников-консультантов могут быть одноклассники, которые более компетентны в той или иной теме, которая интересна автору портфолио по предмету (прилагается график консультаций). Примеры листов самоконтроля с описанием того, что обучающийся не понимает по определенным темам предмета, почему и в какой помощи нуждается.
Раздел «Рабочие материалы»
В этом разделе представлены все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником (на уроке, факультативе). Копии работ обучающегося, выполненных в предметных кружках, турнирах, олимпиадах, имеющих отношение к учебному предмету.
Раздел «Архив»
На период 10класса может оставаться формальным разделом. К 11 классу все рабочие материалы за 10 класс будут помещены именно в этот раздел.
Раздел «Мои достижения»
В раздел «Мои достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению обучающегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Дипломы, поощрения, награды по предмету (рефлексивный комментарий).
Ожидаемый результат: успешное освоение биологии в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
«Поэма жизни»
Используйте этот жанр для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Используйте для создания образа «Я» материалы, которые Вы планируете представить в Вашей ИОП по биологии.
1 строка: Напишите свое имя___________________________________________________
2 строка: Три или четыре прилагательных, которые описывают Ваше отношение к предмету «биология»:
_____________________________________________________________________________
3 строка: Назовите сферы жизни, где востребовано знание предмета «биология»:
_____________________________________________________________________________
4 строка: Чтобы бы Вы хотели узнать, изучить, освоить, исследовать, понять в результате изучения предмета «биология»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 строка: Какие у Вас уже имеются достижения в изучении биологии?
_____________________________________________________________________________
6 строка: Перечислите действия, которые могут помочь добиться желаемого в изучении биологии?
_____________________________________________________________________________
7 строка: Как Вы себе представляете индивидуальную образовательную программу по биологии?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 строка: Что Вы ожидаете от работы по индивидуальной образовательной программе по биологии?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9 строка: В последней строке запишите свою фамилию:_____________________________
И | Что было самым ИНТЕРЕСНЫМ в мастер-классе? | |
Т | В чем проявился ТВОРЧЕСКИЙ подход учителя при проведении мастер-класса? | |
О | Какова Ваша ОЦЕНКА мастер-класса? | |
Г | ГДЕ Вы сможете применить (и будете ли применять) технологию ИОП и приемы, используемые в мастер-классе? | |
И | Что было самым ИНТЕРЕСНЫМ в выступлении? | |
Т | В чем проявился ТВОРЧЕСКИЙ подход учителя при выступлении? | |
О | Какова Ваша ОЦЕНКА? | |
Г | ГДЕ Вы сможете применить (и будете ли применять) технологию ИОП? | |
ФИО и должность: _____________________________________________________________