СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс " Инновационный метод Матрешка"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер класс был представлен на Муниципальном конкурсе " Лучший -педагог наставник образовательтного учреждения 2023 года", где автор занял 1 место.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс " Инновационный метод Матрешка"»

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы обучиться самому. М. Монтень (французский писатель, философ, автор книги «Опыт»


Метод «Матрешка»-способ формирования навыков

Система образования с каждым годом претерпевает многочисленные изменения в своей структуре, все больше используются новые методы и подходы для организации обучения, требуется подготовка учителей к использованию инновационных методов обучения в практической деятельности. Одним из таких методов является инновационный метод «Матрешка».


Матрешка - русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Мы привыкли видеть её на прилавках сувенирных магазинов, а не в отделах игрушек. Между тем матрёшка изначально создавалась как игрушка для маленьких детей. Первая, изготовленная в России, расписанная гуашью девица-красавица сто десять лет назад вышла из стен мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. А выточил ее впервые Василий Звездочкин – токарь-игрушечник, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, привезенной в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония).

Эта замечательная народная игрушка ценится педагогами и рассматривается как уникальный диагностический и развивающий материал: мелкая моторика, представления о величине, счете, цвете, обучаемость, понимание инструкции, цепочку действий.

Общая идея метода «Матрешка» заключается в следующем: перед занятием педагогом подготовлен весь дидактический материал, контрольные задания по теме урока на листочках, которые складываются в матрешки либо представлены в электронном виде. Может использоваться как при изучении новой темы, так и после прохождения теоретического материала, для закрепления полученных знаний. Учащимся предлагается выбрать матрешку с заданием. Задания в матрешках разложены в порядке возрастания, чем меньше матрешка, тем задание легче, чем матрешка больше, тем задание труднее. Выбор матрешки может осуществить как сам ученик, веря в свои умственные способности по уровню усвоения темы урока, либо сам педагог на свое усмотрение.

Мы покажем вам варианты использования метода в пяти направлениях педагогики.

Итак, начнем с пальчиковой игры!

Участникам предлагается надеть на пальцы правой руки половинки матрешек.

Вот веселые матрешки, разноцветные одежки.

Раз – Матрена, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша.

А пятую то крошечку, все зовут Матрешечка.


  1. Логопедическая матрешка.

Цель: Закрепление умения синтаксически верно строить предложения

В конверте №1 схемы предложений. Вам нужно их распространить, добавляя по одному слову. Расставить матрешек в соответствии со схемой.

Также можно использовать на уроках литературного чтения в 1 классе.


  1. Развивающая матрешка.

Цель: формирование умения устанавливать последовательность событий, развитие связной речи.

В конверте №2 находятся последовательные картинки. Рассмотрите их, разложите в логической последовательности, составьте устный рассказ.

(на второй рассказ дать матрешек из первого набора)

Можно использовать для диагностики, на занятиях с дефектологом, уроках литературного чтения).


  1. Литературная матрешка.

Цель: развитие навыков характеристики героев произведений, монологической речи.

В конверте № 3 характеристики героев произведения, в матрешках их имена. Прочтите описание героев, найдите свою матрешку, назовите авторов сказки. Карло Коллоди «Приключение Пиннокио. История деревянной куклы. Литературная обработка советского писателя Алексея Толстого « Золотой ключик или приключения Буратино», посвятившего свою повесть любимой жене).


  1. Лингвистическая матрешка.

Цель: закрепление навыков в формировании словообразовательных пар

Здесь мне хотелось бы обратиться к словам французского писателя, философа, автора книги «Опыт» Мишеля Монтеня «Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы обучиться самому». В момент подготовки к уроку русского языка я искала способ, который даст возможность понять сложную тему. Здесь и родилась ассоциация с матрешкой. Затем, ознакомившись с методикой, дала широкое применение ее в своей деятельности.

В конверте №4 наборы родственных слов, которые нужно сложить в словообразовательные цепочки.

Важно! Каждое последующее слово отличается от предыдущего минимальным количеством морфем.

Назовите производящее слово. (самое короткое)

  1. Математическая матрешка

Цель: развитие навыка сравнения чисел, определения состава числа.

В матрешках разложены цифры в случайном порядке. Разложите их по возрастанию, прочитайте неравенства. 1 меньше 2, 2 больше 1 и меньше 3 и т.д

Также можно отработать состав числа. Например, 2+3=5

Алгоритм решения уравнений (в конверте № 5)

(Х+11)- 3=25

Х+11=25+3

Х+11=28

Х=28-11

Х=17

(17+11)-3=25

Области применения метода широка, так как он реализует классические методы обучения. Обучение через деятельность с таким живым, ярким предметом способствует как познавательному, так и эстетическому развитию.

Целью данного нетрадиционного метода является использование в рамках целенаправленного и самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний, под контролем педагога.

К задачам метода относятся:

  1. Обеспечение усвоения учащимися нового материала инновационным методом.

  2. Формирование умения последовательно выстраивать процесс усвоения знаний, в соответствии с личностными особенностями каждого учащегося.

  3. Умение самостоятельно делать выбор, отстаивать точку зрения.

Метод предполагает применение как индивидуальной, так и парной (групповой) форм организации обучения.

При индивидуальной форме с применением данного метода происходит формирование личностных качеств, таких как выбор вопроса, в соответствии с его сложностью (учащийся сам рассчитывает свои возможности), ответственности за правильное выполнение задания. По ФГОС- личностных УУД.

При работе в паре или группе для данного метода характерно опосредованное взаимодействие в коллективе, четкая и лаконичная последовательность действий, которые в результате приведут к правильному выполнению задания, что способствует формированию и развитию коммуникативных УУД.

Использование метода «Матрешка» подразумевает применение натуральных визуальных средств обучения, которые могут варьироваться от наглядных (5 матрешек разного размера) до электронных вариантов.


Матрешка, сделанная из живого материала, выточенная и расписанная вручную, несет в себе глубокий философский смысл. Она символизирует идею мироздания, рождения, материнства, преемственности и бесконечности. А вот будет ли она развивать ребенка – зависит от взрослых.


Х+11)- 3=25

Х+11=25+3

Х+11=28

Х=28-11

Х=17

(17+11)-3=25


Математическая

матрешка